← Назад
Грязь и золото:
почему страдают реки Приамурья?
Реки северных районов Амурской области давно страдают от загрязнения из-за золотодобычи.

3 июня, в преддверии Дня эколога и Дня защиты окружающей среды, на эту тему прошла пресс-конференция с главой минприроды Приамурья Дмитрием Лужновым. Он рассказал о причинах такого бедственного положения и о том, как эту ситуацию будут пытаться исправить.

Деньги за муть

Видно из космоса
В 2020 году по данным Всемирного фонда дикой природы Амурская область стала лидером антирейтинга по выявленному числу загрязнений рек.

Экологи зафиксировали 123 случая загрязнения и 3 921 километр загрязненных участков рек — почти вдвое больше, чем по остальным регионам, вместе взятым. На втором месте — Забайкалье.


Фото: Всемирный фонд дикой природы (WWF)
В 2020 году минприроды Приамурья выявило превышение взвешенных веществ на 38 водных объектах.

Рассмотрено 54 дела об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц 13 золотодобывающих предприятий.
2020 год в миллионах рублей
4
сумма штрафов, наложенных судами
2.2
взыскано посредством 33 штрафов
150
сумма ущерба, причиненная недропользователями (в три раза больше, чем в 2019 году)
Работу эту мы активно начали в 2019 году в связи с тем, что к нам, в правительство в том числе, начали поступать обращения жителей, общественных организаций о том, что эта ситуация на территории Зейского и Селемджинского районов уже вышла из-под контроля.
Дмитрий Лужнов
Министр природных ресурсов Амурской области
К примеру, в январе 2021 года Благовещенский городской суд обязал выплатить одного из золотодобытчиков 135 миллионов рублей за загрязнение реки Малый Караурак в Селемджинском районе. Сейчас компания пытается обжаловать это решение.

В 2021 году в Селемджинском районе осмотрено десять водных объектов и выявлено превышение содержания взвешенных веществ на двух из них с размером предварительного ущерба более 21 миллиона рублей.

В Зейском районе обследовано 19 водных объектов: предварительный ущерб составил свыше 500 тысяч рублей. Материалы рейдов направлены в Благовещенскую природоохранную прокуратуру.
В этом году мы, видя, что ситуация, к сожалению, очень плохо сдвигается с места, будем применять такие меры, как административное приостановление деятельности. Материалы проверок будем направлять в суды и просить их поддержать нас, чтобы на 90 суток приостановить работу таких загрязнителей.
Дмитрий Лужнов
Министр природных ресурсов Амурской области
Причины беды
Почему так плохо?
По мнению главы минприроды Приамурья, проблема вызвана несколькими факторами.
Ослабление контрольно-надзорных органов
Цена на золото
Несовершенство законодательства о недрах
Амурское минприроды занято контролем по трем направлениям: обращение с отходами, охрана атмосферного воздуха и охрана водных объектов.

Численность штатных инспекторов вместе с министром — 13 человек. Общая площадь Приамурья превышает 370 тысяч квадратных километров.
Основные золотодобывающие районы Приамурья: Зейский, Селемджинский, Тындинский, Сковородинский, Мазановский и Магдагачинский районы (ранее и часть Архаринского района, но сейчас золотодобыча там активно не ведется).
В области действует около 1 400 лицензий на пользование недрами благородных металлов. Больше половины из них — так называемые «поисковые» лицензии.

Поисковые лицензии выдаются для геологического изучения, поисков и оценки месторождений золота.

Они не дают права разработки месторождений, а выдаются для того, чтобы вести поиск и оценку участков недр, содержащих рассыпное золото. К сожалению, большинство таких недропользователей под прикрытием таких лицензий осуществляют добычу золота, при этом не имеют никакой технической документации и документов на водопользование, не соблюдают требования охраны окружающей среды и наносят непрогнозируемый ущерб окружающей среде, в том числе и водным объектам, лесным ресурсам.
Дмитрий Лужнов
Министр природных ресурсов Амурской области
Поисковые лицензии
800
поисковых лицензий выдано в Приамурье
5
лет — срок действия лицензии
89 000
тысяч кв. км Амурской области занято недропользователями с такими лицензиями
Выдает и отзывает лицензии не министерство природных ресурсов Приамурья, а Амурнедра — филиал Федерального агентства по недропользованию.

Контролирует деятельность золотодобытчиков другая федеральная структура — Росприродназор.
На чистую воду
Пока судебная практика не позволяет использовать их в качестве доказательств
Что помогает специалистам находить загрязнения в реках?
Геодезический дрон
Определяет загрязненные участки и их площадь.
Фотоэлектрический анализатор взвешенных веществ
Позволяет прямо в водотоке проводить анализ на наличие взвешенных веществ.
Снимки из космоса
Позволяют оперативно обнаружить места загрязнения.
Помочь восстановить ущерб природе может принятие закона, устанавливающего финансовую ответственность предприятий за нанесение экологического вреда, а также «окрашивание» экологических платежей, поступающих в бюджет. Эти нововведения упоминал президент РФ Владимир Путин в ходе своего послания к Федеральному собранию 21 апреля этого года.

Как пояснил глава минприроды Приамурья, «окрашенные» платежи могут быть использованы регионами для улучшения экологической ситуации — реабилитация водных объектов, ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация карьеров, экологическое просвещение и образование.

Мы ждем от федерации ужесточения наказаний за такие виды нарушений. Мы ждем то, что все-таки будут учитываться мнения субъектов при выдаче лицензий на их территории, потому что, кроме загрязнения рек, существуют такие лицензии, которые выдаются вблизи населенных пунктов, вблизи особо охраняемых природных территорий, что, по нашему мнению, является недопустимым. Субъект должен иметь право высказать свое мнение, и это мнение должно быть учтено при выдаче таких лицензий.
Дмитрий Лужнов
Министр природных ресурсов Амурской области
Большую помощь минприроды оказывают общественные организации: АмурСоЭС, Фонд дикой природы (WWF), привлекаются активные граждане в качестве общественных экологических инспекторов.

Специалисты министерства принимают участие в совместных семинарах, разъясняют суть работы инспекторов, проводят пропаганду среди жителей региона.
Чистые воды реки Ахматы, пересекающиеся с мутным потоком реки Большая Стойба в Селемджинском районе. Фото: Евгений Рогалев.
Житель Селемджинского района и биолог-охотовед из Стойбы Евгений Рогалев — один из наиболее активных амурчан, который занимается проблемой загрязнения северных рек.

В мае 2019-го он записал видеообращение к правительству региона с требованием незамедлительно принять меры и повлиять на золотодобывающие предприятия, загрязняющие реки.

После этого амурчанин неоднократно жаловался в Росприроднадзор, снимал видеообзоры того, как выглядят реки, на которых моют золото, выходил на одиночный пикет в Благовещенске.

Благодаря, в том числе, его обращениям, надзорные органы проводили проверки и подтверждали факты загрязнения рек золотодобытчиками.
В 2020 году министерство приступило к разработке информационной системы «Природопользование и охрана окружающей среды Амурской области». В этом году ее начали внедрять и настраивать.
Эта система позволит сообщать гражданам информацию о состоянии окружающей среды и фактах нарушений, касающихся золотодобычи, незаконных свалок, слива жидких бытовых отходов и т. д. Граждане смогут оставлять свои сообщения об обнаруженных ими нарушениях.

В июне-июле ожидается полный запуск этой системы. Она позволит осуществлять мониторинг золотодобычи с использованием мобильных фото- и видеоустройств, беспилотников и получать данные зондирования Земли из космоса, чтобы фиксировать нарушения недропользователей.
Фото: министерство природных ресурсов Амурской области, Всемирный фонд дикой природы, Евгений Рогалев
Текст, верстка: Евгений Белолипецкий