← Назад
История амурского нотариата: личности и факты
Как происходило становление органов нотариата на амурской земле, какие трудности пришлось преодолевать специалистам своего дела и как исторические потрясения, которые испытывала страна, меняли этот институт.
Первый на Амуре
факт
Прообраз права принес на Амур в XVII веке первооткрыватель этих земель Ерофей Хабаров. Согласно исследованиям историков, землепроходец оформлял долговые кабальные расписки на своих должников.
Примечательно, что в Сибири и на Дальнем Востоке существовала своя специфика гражданского оборота. Недвижимость, и даже пахотная земля, не были преимущественной целью, как в целом в стране.

Существенную часть населения тогда составляли служивые или гулящие, свободные люди, казаки, промысловики, предприниматели. В цене была пушнина, инструменты, оружие.


Первым человеком, принесшим грамотное оформление сделок на нашу землю, стал писец Ерофея Хабарова. Его имя (и только оно) сохранилось в жалобах оппонентов первооткрывателя — его звали Иван Прокопьевич Посохов. Мы можем только гадать, как сложилась судьба человека, чей жизненный путь повторял перипетии судьбы легендарного первопроходца.

Эта гравюра изображает Ерофея Хабарова. Таким, каким он мог бы быть. Достоверных данных о его внешности нет.
Албазинские послухи
Первое русское поселение на Амуре — прославленный Албазинский острог. В течение 60-70-х годов XVII века население укрепленного городка быстро росло. Сюда на вольные и плодородные земли отовсюду стекались промысловики, беглые крестьяне и казаки.

В основе гражданского оборота в те времена лежали деньги и иное движимое имущество — «животы», как называли свое имущество первые дальневосточники, служивые и гулящие люди, казаки, крестьяне. Предметом сделок становились сельхозинвентарь, домашний скарб, одежда, скот, сельскохозяйственная продукция.
факт
Точкой отсчета и датой появления профессионального нотариата в России считается утверждение 14 апреля 1866 года императором Александром II «Положения о нотариальной части».
По своему правовому статусу нотариусы, с одной стороны, считались состоявшими на государственной службе, а с другой стороны, признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. Нотариусы несли имущественную ответственность перед своими клиентами, а также должны были на собственные средства содержать свою контору, нанимать писаря и помощника.
Время благоденствия
На Дальнем Востоке положение вошло в действие с тридцатилетней задержкой, но и действало дольше, вплоть до 20-х годов XX века.

Начало гражданского оборота в Благовещенске положено в 1866 году, когда власти официально разрешили приобретать землю в частную собственность. Формой передачи являлся особый акт — Данная городской управы, удостоверяющая факт приобретения участка на публичных торгах.

факт
Нотариусами в Российской империи могли быть только российские подданные, совершеннолетние, неопороченные судом, а также — не исповедовавшие иудаизм.
Нотариат на Дальнем Востоке был введен со 2 июня 1897 года. В Амурской области предполагалось учреждение четырех должностей младшего нотариуса — две в Благовещенске и по одной в Зейской пристани (ныне город Зея) и в поселке Рейновом Албазинского округа (ныне Джалинда). Это довольно много. Для сравнения: в Москве в ту пору работали всего 25 нотариусов.

Большинство первых дальневосточных нотариусов вышло из секретарей окружных судов.

Владимир Иванович Родзаевский, благовещенский нотариус

Амурские нотариусы, процветавшие во времена золотой лихорадки на Амуре, наряду с немногими представителями интеллигенции — врачами и адвокатами — входили в немногочисленный круг городской элиты.

Владимир Родзаевский в 1935 году писал, что получал ежегодно от 30 до 40 тысяч рублей с 1900 до 1935 год. Для сравнения: годовое жалование низшего полицейского чина составляло 360 рублей.

Число клиентов его конторы даже в лихие 1917-1919 годы составляло не менее 15-20 человек в день.

Владимир Родзаевский начинал свою профессиональную деятельность в конторе брата.
Русские нотариусы в Харбине
На заре XX века, с 1904 по 1937 год, в китайском городе Харбин (сейчас он находится на территории граничащей с Амурской областью провинции Хэйлунцзян) существовало, и не просто существовало, а процветало такое уникальное общественно-правовое явление как русский нотариат.

Судебные и нотариальные органы обеспечивали законные права и интересы представителей российского сообщества и всего многонационального населения, проживающего на территории полосы отчуждения Китайской Восточной железной дороги (КВЖД).

Харбинские нотариусы имели в городе (на начало века там проживало 20 тысяч человек) высокое положение, а их правовой статус был уникальным. К 1917 году в Харбине работали две нотариальные конторы — К. И. Кайдо и В. С. Алейникова.

Примечательно, что двери контор русских нотариусов были открыты не только для граждан Российской империи, но также и для всех жителей Харбина без учета национальности или гражданства. К нотариусам обращались проживавшие в Маньчжурии европейцы, японцы, американцы и, конечно, китайцы.


Константин Иванович Кайдо

Харбинский нотариус Константин Иванович Кайдо стоял у истоков создания Харбинского общества домовладельцев и землевладельцев, которое и возглавлял. Это общество объединяло и защищало интересы городских собственников, а также обеспечивало кредитование членов за счет средств собственного банка.

На полосе отчуждения действовало гражданское законодательство Российской империи, но оно не распространялось на отношения земельной собственности. Нужна была консолидированная помощь профессионалов.

Константин Кайдо встретит смерть в Приморье, куда вернется в разгар Гражданской войны.
Даже революционные потрясения, которые переживали обе страны, оказались не в состоянии мгновенно разрушить этот институт. К началу Первой мировой войны в мультикультурном Харбине проживают 45 тысяч русских.

Лишь в 1937 году китайские власти упразднят русский нотариат в Китае, а полностью раздавленной российская диаспора окажется в 1945 году.

Революционный слом традиций
Сразу после революции возник серьезный риск ликвидации нотариата. Новая власть рубила с плеча. Однако уже в 20-х годах нотариат все же вписали в юридическую систему нового государства — РСФСР — но с существенной поправкой.

Советский нотариус становится должностным лицом в органах юстиции и выполняет свои функции от имени государства, в интересах государства и за счет государства.
факт
Вознаграждение нотариусу объявлено буржуазным пережитком.
Обязательственные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным делам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.

К концу 20-х годов XX века большинство представителей старой, еще имперской, школы были выдавлены из юридической практики. Это происходило под разными предлогами. Например, одного благовещенского нотариуса обвинили в фальсификации нотариального акта, закрыв высококлассному специалисту доступ к профессии. Преемственность знаний и опыта была нарушена. Престиж профессии упал.
Пасынок Фемиды
В 1926 году отдельные функции нотариальных контор возложили на народные суды и исполкомы.

Возложение истинно нотариальных действий на исполнительную, в частности местную власть, будет актуальным еще несколько десятков лет. И отзовется в судьбах людей немалыми проблемами. Многие сотрудники сельских советов и администраций поверхностно относились к нотариальным действиям.


Например, уже в 70-е годы в Завитинском районе секретарь сельсовета лично удостоверил собственное завещание в пользу детей, что категорически неприемлемо. В Архаринском районе в это же время удостоверено заведомо невыполнимое завещание, составленное от имени обоих супругов, что являлось юридическим казусом. Совместные завещания войдут в обиход много позже, уже в XXI веке.
факт
В 1937 году в Амурской области работали четыре нотариальные конторы — в Благовещенске, Рухлове (Сковородине), Куйбышеве (Белогорске) и Свободном.
Нотариат в годы войны
Должность государственного нотариуса в эту грозную пору помолодела и стала преимущественно женской, но скидок на слабый пол и юный возраст никто специалистам не делал.

Приметой военного времени стала кадровая текучесть: одни нотариусы уходили на фронт, других переводили в иные органы юстиции, на их места приходили новые. В ряды нотариусов вливались демобилизованные по причине ранения красноармейцы.

Еще одной удивительной особенностью этого времени стала профессиональная универсальность нотариальных кадров.
Матильда Федоровна Соколова

Приехала на Дальний Восток с запада страны в 1937 году. В 1941 году Матильда Федоровна получила должность секретаря районного суда, следующие два года она служила нотариусом, затем стала помощником прокурора, а с 1944 года заведовала секретным отделом районного военкомата.

В нотариат вернулась спустя 12 лет и трудилась на этой ниве уже до самого выхода на пенсию.

При поступлении на работу Матильда Федоровна имела лишь семь классов начальной средней школы, дальнейшее образование ей дала советская власть.
Во время войны на Дальнем Востоке действовала карточная система распределения основных продуктов, повсеместно были отменены отпуска, рабочий день увеличился до 10-12 часов, обязательными стали сверхурочные работы.

Штатная численность нотариусов не была уменьшена из-за удаленности многих районов: свои обязанности выполняли 10 нотариусов.

Всего в годы войны нотариусы области совершили 47 532 нотариальных действия, в государственный бюджет перечислено 778 513 рублей единой госпошлины.

факт
С середины 1941 года до середины 1945 года в Амурской области было нотариально удостоверено всего 274 завещания. Для сравнения: в 2021 году амурские нотариусы удостоверили 2 401 завещание.
Степан Михайлович Пономарев, нотариус Архаринской нотариальной конторы

Родился в Михайловском районе, в годы войны участвовал в битве за Москву, был тяжело ранен. После демобилизации работал финансовым ревизором, затем недолго судьей, а с 1951 года — нотариусом.
Из характеристики: «Тов. Пономарев дисциплинирован, с клиентами вежлив. Нотариальные действия совершает правильно. Юридические документы составляет грамотно, чисто, аккуратно. Политически и юридически развит».

Уроженец Михайловского района Амурской области был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Кузница юридических кадров
Нотариусы в 50-60-е годы XX века стали кадровой базой для выдвижения на должности заседателей и народных судей районных и городских судов. Причем судейские функции в ряде случаев они могли выполнять и без отрыва от основной деятельности.
Геннадий Агафонович Бобыкин

В 1955 году после окончания юридического факультета университета Геннадий Агафонович по распределению попал в Амурскую область — стажером нотариуса в Джалиндинскую нотконтору.

Поначалу молодой специалист вынужденно поселился в казенной конторе — за неимением жилья. Отсутствие бытовых удобств, удаленность от областного центра, низкая зарплата, невысокий престиж профессии, отсутствие перспектив карьерного роста — такое положение было характернейшим в те годы.

Но уже через пару лет он стал народным заседателем в районном суде, а затем окончательно связал свою судьбу с Фемидой: 30 лет Геннадий Агафонович проработал судьей областного суда.

В историю нашего города Геннадий Бобыкин вписал свое имя как страстный филателист и энтузиаст коллекционирования.
Серьезной нагрузкой для нотариусов была обязанность учинения исполнительных надписей и взыскание долгов по уплате квартплаты и выплате кредитов. Нотариусы выносили представления в адрес руководства предприятий, воинских частей, взаимодействовали с бухгалтериями предприятий, боролись с должниками за возврат народных денег.

А вот переход права собственности на имущество в эти годы происходил нечасто.
В 1972 году Благовещенская нотариальная контора совершила 8 370 нотариальных действий
При этом были удостоверены всего 25 договоров дарения, займа и аренды:
11
договоров дарения легковых автомобилей и мотоциклов с колясками.
2
аренды жилых домов, принадлежащих гражданам.
12
займа денег.
факт
Договоры дарения автотранспорта в советское время были допустимы только между прямыми ближайшими родственниками. Во избежание спекуляции.
Контора добрых дел
Работе нотариата в 70-е годы прошлого века придавался характер обслуживающей сферы. Газетные статьи, в которых нотариусы разъясняли содержание своей работы, выходили под заголовками «Контора добрых дел». Советские нотариусы выезжали на колхозные поля, в цеха заводов, на стройки.

В архивах есть даже данные о соцсоревновании на звание лучшей нотариальной конторы. Почетный вымпел получала та, что избежала жалоб клиентов.

Зинаида Степановна Лопатова

Нотариус Завитинской нотариальной конторы одновременно обслуживала сразу три района области — Завитинский, Октябрьский и Михайловский.

Она не только оказывала юридическую помощь населению в рамках полномочий нотариуса, но и контролировала обеспеченность исполкомов местных советов необходимой документацией, обучала и консультировала сотрудников сельских администраций. Нотариус читала лекции для коллективов районов, была депутатом райсовета, народным заседателем суда, секретарем месткома.

Зинаида Лопатова награждена медалью «Ветеран труда».
Отчет нотариуса о выполненной общественной деятельности (1972 год).

После Союза
Где востребован нотариус — пустуют суды. Старая истина, для подтверждения которой нашей стране потребовалась далеко не одна попытка. В 1993 году появился федеральный закон о нотариате. После почти векового перерыва начался процесс возврата к практике частного нотариата.

В стране формируются нотариальные палаты — новые профессиональные объединения. В мае 1993 года нотариальная палата появилась и в Амурской области. Ее президентом стала С. Г. Христюк. Помимо вопросов повседневной деятельности, правового и информационного обеспечения деятельности нотариусов региональная палата во взаимодействии с федеральной решает проблемы перспективного развития нотариата.
факт
С 2020 года нотариусы могут дистанционно удостоверять сделки, когда их стороны находятся в разных городах или по каким-то причинам не могут или не хотят встретиться для совершения сделки.
Сейчас в Амурской области работают 48 нотариусов. Это больше, чем когда-либо за всю историю нашей области. На вооружении у высококлассных юристов помимо корпуса законов РФ, самой современной оргтехники, есть также целый перечень разнообразных электронных баз и мгновенная онлайн-связь с целым рядом ведомств. Расширился и спектр предоставляемых услуг. Современный нотариат не просто идет в ногу со временем, а даже, пожалуй, на полшага опережает ожидания и потребности общества.

Одно остается неизменным с самых ранних пор: нотариусы служат нравственным ориентиром для общества, ведя просветительскую и благотворительную деятельность.
Из письма коллектива детского центра «Шанс»:

«Около 10 лет воспитанники д/ц «Шанс» держат тесную связь с сотрудниками и нотариусами Нотариальной палаты Амурской области, президентом которой является Казарян Ася Ароновна. Все годы эти замечательные люди уделяют нашим детям большое внимание, делятся теплом души, дарят радость, показывая своим примером, как надо творить добро. Они стали настоящими друзьями для нашего центра. Благодаря их заботе, в каждой группе появились встроенные шкафы для одежды, спортзал наполнился инвентарём, в игровые комнаты были приобретены компьютерные столы, кресла, и туалетные столики.

Хорошо понимая, что для эффективного умственного, нравственного и физического развития ребенок должен находиться в комфортных условиях, нашими спонсорами для детских комнат с большим вкусом были подобраны ковровые покрытия, оригинальные цветочницы и модные стеллажи. Также были подарены детские игровые уголки, способствующие развитию творческих способностей. А сколько радости доставили детям скейтборды и самокаты!

Помощь наших друзей является ощутимой поддержкой и доказательством того, что в нашей жизни есть благородные и неравнодушные люди!».
При подготовке материала использовались:
публикации на сайте Федеральной нотариальной палаты,
материал Нотариальной палаты Амурской области,
книга "Нотариат в Маньчжурии в 1904-1937 гг.", В. Н. Анев, А. В, Друзяка, А. А. Еременко, 2018 г.
книга "Нотариат Амурской области — история и современность", 2012 г.

Партнерский материал