← Назад
Золото из пробирки

Золото будоражит умы человечества с незапамятных времен, когда старатели добывали лишь тот металл, что буквально находили под своими ногами. Сегодня прогресс позволяет находить мельчайшие крупицы благородных металлов даже в невзрачных валунах. Вопрос лишь в том, как превратить их в слиток. И оснащенный современной техникой Березитовый рудник успешно справляется с этой задачей.

Но, если работа его геологов и горняков всегда на виду, то «глаза» рудника — пробирно-аналитическая лаборатория, чаще всего остается в закулисье.
Ко Всемирному дню лаборатории «Амурская служба новостей» приподнимает ширму таинственности и пропускает вас в мир золотоизвлекательного волшебства.

Управляет царством пробирок и техники руководитель лаборатории Светлана Минина. Ее профессиональный путь на Березитовом руднике начался почти восемь лет назад с должности лаборанта, а в 2019 году ее назначили начальником лаборатории.

Светлана Минина досконально знает каждый уголок своей лаборатории и, несмотря на руководящую должность, сохранила любовь к лаборантской работе, например, пробирному анализу и работе со сплавами.
В лаборатории трудится сплоченная команда профессионалов. В штате 27 опытных специалистов — два руководителя, инженеры и лаборанты химического и пробирного анализа.
Егор Тополя
инженер-химик
На Березитовом руднике я работаю больше года. Раньше работал на карьере другого рудника, познакомился с девушкой, она работала в лаборатории, мы поженились, и я перевелся к ней в лабораторию. А после рождения ребенка я стал искать более высокооплачиваемую работу и так попал на Березитовый рудник.

Я должен контролировать всю работу, анализы, проводимые лаборантами вплоть до самой последней цифры. Мне нравится отношение к работе, к людям в этой компании.

Лариса Романова
лаборант химического анализа
Я работаю на Березитовом уже 10 лет, с 2011 года. У меня медицинское образование, но почти сразу я поняла, что это не мое, а работать лаборантом мне очень нравится. Мне все легко дается, все устраивает, и график, и нагрузка, и атмосфера в коллективе, и как я выполняю свою работу. Мы работаем с жидкой фазой, определяем содержание золота и серебра, а также цианида в технологических растворах с фабрики. Текущие ежедневные анализы проводим каждый час-два, и на них ориентируется работа всей фабрики.

Светлана Минина
руководитель пробирно-аналитической лаборатории
Коллектив у нас небольшой, но дружный, молодой и веселый. Работают в основном молодые люди, потому что практически вся работа физическая, и чтобы выполнять ее на протяжении полутора месяцев без выходных, нужна выносливость.

В праздники, которые иногда разбавляют наши рабочие будни, мы обязательно собираемся своим дружным коллективом, накрываем большой стол в лаборатории и проводим конкурсы. Это и сближает всех нас, и придает сил для работы.
Специалисты лаборатории изучают драгоценный металл буквально на всех этапах — от мельчайших частиц, которых в тонне руды насчитывают лишь несколько граммов, до слитка сплава Доре, на треть состоящего из чистого золота.
Впервые золото попадает в лабораторию еще на этапе разведочных работ. Геологи сдают на анализ около 5-10 килограммов руды, чтобы понимать стоит ли и дальше бурить в этом направлении, а специалисты выносят свой вердикт о содержании золота в пробе.

Так лаборатория превращается в миниатюрную фабрику. Вместе с ее сотрудниками мы проследим весь путь золота и «приготовим» из груды серой массы очищенную драгоценную крупинку.
Путь золота и серебра от руды до королька:
Сушка
Проба руды может провести в сушильном шкафу от 6 до 12 часов в зависимости от ее влажности.
Дробление и истирание
Высушенная руда, которая содержит в себе не только золото, но и другие металлы, измельчается до состояния порошка. Из многокилограммовой пробы остается около 500 граммов, из которых специалисты лаборатории отбирают навеску лишь в 50 граммов.
Шихтование
К отобранной навеске пробы добавляются флюсы для последующего извлечения благородных металлов.
Плавление
Основными продуктами тигельной плавки являются свинцовый сплав и шлак. Затем свинцовый сплав отделяется от шлака.
Купелирование
В процессе выполнения купелирования свинцового сплава образуется золото-серебряный королек.
Разваривание
Королек разваривают в азотной кислоте, которая высвобождает золото из оков серебра и других компонентов. На выходе мы получаем золотую корточку размером с песчинку.
Разваривание с атомно-абсорбционным окончанием
Для образцов с низким содержанием золота приходится использовать более сложный метод. Королек разваривают в «царской водке» — смеси азотной и соляной кислот, а затем полученный раствор измеряют на атомно-абсорбционном спектрометре на содержание золота.
Главная магия происходит в химически стойких вытяжных шкафах. И пусть вас не обманывает хрупкий внешний вид крошечных фарфоровых тигельков. Именно в них золото-серебряные корольки встречаются с разведенной азотной кислотой.
На фабрике у этих частичек золота практически нет шансов скрыться. Руду погружают в огромные емкости с кислотной средой, которая растворяет благородный металл. Эту смесь также изучают в лаборатории. Методом атомной абсорбции химики определяют содержание в ней золота, серебра и кислоты. А после этого древесный уголь вытягивает из раствора золото, серебро и другие сопутствующие металлы.

На этом этапе руду еще раз проверяют в лаборатории. Перемолотый и измельченный массив становится однороден, что позволяет лаборатории выдать более точный результат.
Егор Тополя
инженер-химик
Ни один способ в мире не позволяет извлечь 100 % золота. Поэтому отдел технического контроля (ОТК) отдает нам на анализ руду, которая подается на фабрику, и хвосты [опустошенную руду] с фабрики. Мы анализируем, сколько золота было в руде до подачи и сколько осталось в хвостах. По нашим данным заказчик высчитывает процент извлечения золота. В среднем в хвостах остается незначительное количество золота.
Светлана Минина
руководитель пробирно-аналитической лаборатории
Также мы определяем цветную группу металлов: железо, медь, цинк. Но крайне редко, в основном по заказу от фабрики. Цветная группа, как правило, мешающий элемент. Уголь, который используется на фабрике в качестве сорбента, забивается этими металлами, его активность уменьшается, и оно собирает на себя меньше золота. Поэтому крайне важно избавляться от ненужных примесей.
С помощью электрического тока катодный осадок [смесь металлов] отделяют от угля, сушат, а после, как и в лаборатории, металлическую смесь с шихтой засыпают в печь, из которой разливают по изложницам сплав Доре.

Получившиеся металлические слитки почти на треть состоят из золота, значительную часть также составляет серебро, остальное — цинк, медь, свинец и другие цветные металлы. Назвать точный состав может только лаборатория и это последний этап, когда золото проходит через руки лаборантов.

Сотрудники ОТК просверливают слиток в пяти точках с разных сторон и приносят в лабораторию самую богатую пробу — драгоценную стружку, а уже через 4-5 часов получают заключение с точным составом сплава Доре.
Как и все остальное производство Березитового рудника, лаборатория работает круглосуточно. Оперативные данные о содержании золота, серебра и кислотных растворов в агитаторах [аппаратах для цианирования золотосодержащих руд], позволяют фабрике следить за стабильностью ее процессов, например, регулировать количество кислоты в растворе.
Другие проекты о Березитовом руднике