7 февраля 2022 года исполняется 30 лет Закону РФ «О защите прав потребителей»

     Закон «О защите прав потребителей», принятый на заре становления рыночной экономики в Российской Федерации – настоящий ветеран. Многократно изменённый и дополненный, не без труда старающийся поспеть за стремительными новациями в сфере отношений предпринимательства и потребителей, постоянно находящийся под прессингом недальновидного бизнесс-лобби, стремящегося к получению максимальной сиюминутной выгоды, он вот уже 30 лет продолжает удерживать флаг прав и законных интересов потребителей.

      Огромное значение Закона ещё и в том, что он является базовым законом, с учётом которого в Российской Федерации, как в социальном государстве, принимаются другие законы и нормативные правовые акты.

       Значительное повышение внимания государственных структур к обеспечению и защите прав потребителей и активизация преобразования национальной системы защиты прав потребителей произошли, по традиции, после того, как на эту область общественных, социальных и экономических отношений в 2017 году обратил внимание Президент РФ В.В.Путин.

      Однако наивно думать, что «права потребителей раз и навсегда защищены Законом».                                                               Достаточно вспомнить, что писал К.Маркс: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». В немалой степени эта мысль актуальна и сегодня, например, использование в пищевой промышленности технического пальмового масла, источника канцерогенных глицедиловых кислот, стало поистине национальной проблемой.

      Кроме того, возможности надзорных органов ограничены и в количественном, и в правовом плане, а нередко – ленностью и ангажированностью чиновников.

       Закон – это опора для россиян, дорожащих своими конституционными и гражданскими правами, готовых эти права отстаивать.

День защиты прав потребителей

       Немало лет в России проводится «международный День защиты прав потребителей». Хотя такой официальной даты в календаре Организации Объединённых Наций не существует, это, всё же, способствует просветительству в сфере прав потребителей и популяризации Закона.

        Но просветительства и популяризации, как видно, уже далеко не достаточно.

        Установление 7 февраля памятной даты, – Национального (российского) Дня прав потребителей, – наверняка активизировало бы гражданское сознание и движение общества в защиту прав и законных интересов потребителей не где-то там, в международной галактике и теоретическом праве, а здесь, в НАШЕЙ стране, в НАШЕЙ области, в НАШЕМ городе или населённом пункте.

«Объединение потребителей России» о защищённости прав потребителей в Амурской области

      Общероссийское движение в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» – единственная общественная организация, которая составляет рейтинг эффективности защиты прав потребителей в Российской Федерации.

      Независимые рейтинги субъектов Российской Федерации по уровням защищённости потребителей готовятся с 2010 года. Исследования проводятся при поддержке Совета Федерации.

     Рейтинги формируются с целью определения степени практического участия исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ, уполномоченных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (участников Национальной системы защиты прав потребителей на региональном уровне):

  • в реализации госполитики в сфере защиты прав
        потребителей на региональном уровне;
  • в обеспечении госгарантий потребительской
        безопасности и защищённости граждан на региональном уровне;
  • в информировании и консультировании потребителей
        для повышения их правовой грамотности и навыков по защите своих
        потребительских прав;
  • в организации в субъекте РФ эффективных механизмов взаимодействия
        участников региональной системы защиты прав потребителей для решения задач
        в области защиты прав потребителей.

      18 октября 2021 года Движение на заседании Рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей Совета Федерации официально представило итоги работы по составлению рейтинга 2021 года.

      В ноябре 2021 года шестой Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню защищённости потребителей (Рейтинг-2021) опубликован.

      Читатели имеют возможность на сайте Движения ознакомиться как с Рейтингом-2021 целиком (https://www.potrebitel-russia.ru/?id=1145), так и с материалами, послужившими основанием для его составления.

      Желающие, сравнивая таблицы и материалы рейтингов, могут оценить динамику уровня защищённости потребителей в регионах страны с 2010 года.

      Дальневосточные субъекты Российской Федерации в Рейтинге-2021 расположены на следующих местах:

Республика Саха (Якутия) – 19,

Хабаровский край – 28,

Амурская область – 32,

Сахалинская область – 46,

Камчатский край – 54,

Приморский край – 57,

Забайкальский край – 68,

Еврейская Автономная область – 76,

Чукотский Автономный Округ – 85.

       Как видно, защищённость амурчан государственными органами и органами местного самоуправления ещё далека от надёжной.

       Чем активнее будет гражданская позиция жителей области, опирающаяся на Закон, тем эффективнее будут вынуждены работать органы власти и самоуправления в сфере обеспечения защиты прав потребителей, тем внимательнее к соблюдению требований законодательства о защите прав потребителей будут относиться субъекты предпринимательской деятельности.