У многих при слове «потребитель» в голове возникает образ некоего слоняющегося по магазинам лузера, которому всегда в прекрасных во всех отношениях магазинах, в силу его же, лузера, интеллектуальных и физиологических особенностей, попадаются только просроченные продукты и неработающие телефоны. И он всегда нацелен на скандал. А еще он так и норовит стырить секретные сведения о выложенных и вывешенных для продажи товарах, поэтому от него необходимо защищаться вывесками: «фото- и видеосъемка ЗАПРЕЩЕНА». И еще у него есть некие права, и их надо защищать.

Да что с ним все время не так, с этим потребителем? Что это за права-то такие особенные, почему их надо защищать? От кого?

Думаю, основных причин, создающих убогий образ «потребителя» две: устаревший закон «О защите прав потребителей», и существование в сознании «параллельных файлов» с моральными законами и с «законами» жизни.

Про закон. Принят он в 1992 году, когда мы и представить себе не могли, что услуги нам могут оказывать не только в магазине и в химчистке. Теперь же мы, как потребители, получаем невообразимое разнообразие работ и услуг: туристическую поездку, кредит, образование, медобслуживание, квартиру по договору долевого строительства, товары в реальном и в Интернет-магазине, подбор работы…

420b0b9e1811812faa672fcb49a787cb.jpg
Фото: potrebitel-russia.ru.

Очень многие виды предлагаемых нам услуг регламентированы законодательными актами, о существовании которых мы даже не подозреваем, но которые все же предусматривают ту или иную защиту прав лиц, которым эти услуги предоставляются. Но когда мы говорим о «правах потребителей», мы, как правило, подразумеваем только закон 1992 года. Отсюда узость восприятия образа «потребителя».

О социальных аспектах потребительских правоотношений, типа: «хлеба и зрелищ!», говорить не буду. Вспомню лишь о том, что все, что происходит и создается и в микро- и в макроэкономике, конечной целью имеет предложить что-то, за что заплатил бы потребитель (не считая, конечно, основную деятельность ВПК). А поскольку потребитель платит свои деньги, он вправе знать все обо всем, что не является охраняемой тайной.

Значит, потребители-то, — это все мы и есть. И кроме права знать мы еще, как минимум, имеем право на безопасность того, что покупаем.

По здравом размышлении это без труда понимается каждым.

Но. Теперь про «параллельно существующие файлы» у нас в головах.

b24ebfc9d8595306e571aabc492653c0.jpg
Фото: vppress.ru.

Если все мы потребители, откуда в прекрасных и не очень магазинах берутся просроченные товары, почему построенная за наши деньги квартира — совсем не то, за что мы платили… Это что, один потребитель взял у другого потребителя деньги за конфетку, а впарил невесть что? Ну да, это называется «заработал», «закон» выживания. А как же заповедь: «не укради»…

Ну, и от кого мы же защищаем наше же право получить именно «купленную конфетку»?

Совсем даже не желаю быть моралистом. Но, все же, что не так с «потребителем»?