Правовое регулирование рынка не должно нарушать основные принципы рыночной экономики…                                                                                                               (из комментария п. 1 ст. 8 Конституции РФ)

В начале 90-х годов прошлого века Союз ССР перестал существовать. РСФСР назвали Российской Федерацией, страна взяла курс на построение рыночной экономики. В 1993 году приняли новую Конституцию, статья 8 которой провозгласила гарантии единства экономического пространства страны. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, развитие конкуренции и свобода экономической деятельности стали новыми предметами государственного правового регулирования, цель которого – реализация провозглашенных гарантий.

В комментариях конституционных рыночных гарантий отмечается, что правовое регулирование рынка не должно нарушать основные принципы рыночной экономики:

- равенство участников оборота,

- свобода принятия экономических решений и самостоятельная ответственность за их результаты,

- ответственность за причиненный вред.

То есть, в теории, для предпринимательства, например, в Москве и на Дальнем Востоке должны быть равные, по крайней мере правовые, условия.

Так то, оно так, но…

Для пояснения небольшой экскурс в прошлое Дальневосточного региона.

Не «помажешь» - не поедут

Увеличение народонаселения Дальнего Востока во второй половине XIX века царское правительство успешно решило за счет переселенцев из других регионов империи. Чтобы крестьяне семьями, не взирая на тяжелейшие условия переезда, за свой счет приезжали сюда из обжитых регионов страны, царская казна финансировала прежде всего личные экономические интересы переселенцев: например, им выдавались ссуды, раздавались земли, они пожизненно освобождались от уплаты подушной подати и на 20 лет – от подати поземельной. Тех из переселенцев, кто приписывался к городам, на 10 лет освобождали от уплаты всяких пошлин и т.д. Деньги, сбереженные за счет льгот, помогли переселенцам создать производственную базу, развить торговлю, закрепиться на новых территориях.

Большая страна, большие заботы.

В советское время государство обеспечивало граждан СССР жильем, рабочими местами и зарплатой. Неблагоприятные условия проживания в районах с суровым климатом, в том числе на Дальнем Востоке, компенсировались введением повышающих коэффициентов к оплате труда, для отраслей экономики и для территорий.

Так, к примеру, в 1967 году для рабочих и служащих в районах ДВ установлен коэффициент 1,2 к заработной плате, там, где такие коэффициенты ранее введены еще не были. Повышенная оплата труда увеличивала экономическую привлекательность проживания на Дальнем Востоке, региональная экономика наполнялась деньгами, что поддерживало местную экономическую базу.

Конечно, в советское время личный интерес граждан не был самым сильным стимулом развития ДВ. Вспомним великие стройки: Комсомольск-на-Амуре, БАМ, Зейская ГЭС … Но это совсем другая история.

В 1971 году применение повышающих коэффициентов закреплено в законе – ст. 82 тогда вновь принятого Кодекса законов о труде (КЗоТ) РСФСР («… и на работах в местностях с тяжелыми климатическими условиями устанавливается повышенная оплата труда»). Расходы на финансирование и зарплат и увеличивающих коэффициентов на основании постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР включали в бюджет страны.

Конкуренция в советской стране отсутствовала, приоритеты определялись государством.

За чей счет выплаты?

Смена социалистической экономики на рыночную не поменяла климатические условия. Поэтому повышающие коэффициенты к оплате труда в РФ остались неизменными. Норма КЗоТ РСФСР о повышенной оплате труда применялась в РФ до 2002 года, до начала действия Трудового Кодекса РФ (ТК РФ). В нем нормы об увеличивающих коэффициентах к оплате труда уточнены и расширены (ст.ст. 146, 148, 315, 316, 423). В повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Повышающие коэффициенты до настоящего времени применяются на основании правовых актов бывшего Союза ССР.

Оно и понятно, отменить советские повышающие коэффициенты нельзя – как выживать людям в районах с тяжелыми климатическими условиями?

В чем же разница между тем, что было и тем, что есть? В источнике оплаты труда.

Царское правительство труд не оплачивало (чиновников не учитываем). Для заселения ДВ оно дало деньги и льготы – обживайтесь.

Советское государство было единым, «глобальным работодателем» для всех. Оно решило, что в суровых районах работникам надо платить больше, и платило это «больше» из государственного бюджета.

В рыночной экономике РФ государство является работодателем далеко не для всех работников. Но все работники, работающие в регионах с суровыми условиями проживания, по закону получать повышенную оплату труда должны. Из чего следует, что данная законодательная «финансовая гарантия» для работников внебюджетного сектора экономики исполняется за счет предпринимателей-работодателей, проживающих в этих же суровых условиях.

2021-02-20_09-54-36.png Карта районных коэффициентов на июнь 2018 г. (https://zen.yandex.ru/media/zarplata-online.ru/novye-pravila-rascheta-zarplaty-s-raionnym-koefficien...)

Конкуренция. Какие ваши условия?

При условно равных условиях, в регионе, где нет коэффициентов, повышающих оплату труда, ведение бизнеса дешевле, чем ведение такого же бизнеса там, где оплата труда увеличена по закону. За счет повышенной оплаты условно одинакового труда.

Прямое удорожание бизнеса в связи с повышенной оплатой труда собственным работникам усугубляется косвенным удорожанием от того, что повышенная оплата труда выплачивается и в ресурсоснабжающих, и в сырьевых, и в транспортных, и в других предприятиях и организациях региона, у региональных агентов и контрагентов по бизнесу и т.д.

Таким образом, условия конкуренции и свобода экономической деятельности в регионах с суровыми климатическими условиями ограничиваются законом, устанавливающим обязанность работодателя выплачивать оплату труда, повышенную на коэффициенты, установленные законодательно.

Вот, например, в сфере транспорта. Для некоторых групп населения законом установлены льготы по оплате проезда. Те доходы, которые перевозчики недополучают, предоставляя льготы, им возмещаются за счет бюджета.

Почему расходы предпринимателей на выплату установленных государством повышающих коэффициентов к оплате труда государством не возмещаются? Ведь обязанность оплачивать труд в увеличенном размере в соответствующих районах предприниматели-работодатели исполняют за свой счет. Механизм возмещения, разумеется, мог бы быть не только денежный.

Так как исполнение этой финансовой обязанности возложено законом (ТК РФ) в стране не на всех предпринимателей-работодателей и не в равных размерах, а в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности, говорить об уже сформированном едином экономическом пространстве, при правовом регулировании которого соблюдаются равенство участников оборота, свобода принятия экономических решений, видимо, еще рано.

Меня, конечно, больше волнует развитие ДВ. Возмещение расходов на исполнение "государственной гарантии" повышенной оплаты труда, думаю, могло бы способствовать выравниванию условий конкуренции и свободы экономической деятельности для субъектов предпринимательства, содействовать развитию местного предпринимательства и улучшению положения населения (потребителей), делать более успешными программы развития ДВ.

Что вы, уважаемые эксперты, экономисты, правоведы и предприниматели, думаете по этому поводу?