← Назад в раздел
Быть учителем — это не только долг и служение,
но и большое счастье!
Совместный проект Благовещенского государственного педагогического университета и АСН24 ко Дню учителя.
5 октября в России отмечается День учителя. Все ученики — и те, кто сейчас сидит за партами, и те, кто давно уже вышли из школьного возраста — благодарят педагогов за их самоотверженный, такой важный труд и, конечно, за любовь и терпение.
Главная кузница педагогических кадров Приамурья — Благовещенский государственный педагогический университет.

Здесь работают Педагоги с большой буквы, ведь именно они учат учить!
Кто же они? Преданные профессии энтузиасты, талантливые ученые, грамотные организаторы, практики со знанием современных цифровых технологий — интересные, разносторонние, увлеченные и увлекающие за собой.
Вера Щекина
53 года.
На работе: ректор университета, кандидат биологических наук, доцент.

Вне работы: турист, рыбак, коллекционер и любящая бабушка.

БГПУ для меня — это… путевка в жизнь, моя гордость, место, где всегда хорошо.
Жизнь связала меня с педуниверситетом, тогда еще институтом, в 1984 году, когда я, окончив школу, решила поступать на естественно-географический факультет. Не секрет, наверное, что школьники часто выбирают направление в жизни, ориентируясь на те предметы, которые они любили в школе. Поскольку я очень любила химию, то решила поступать туда. Но за годы учебы биология все же «перевесила» химию, и теперь область моих научных интересов лежит в области ботаники. Когда я окончила институт, ректором был Василий Ступников, который и предложил мне остаться работать на кафедре ботаники. Так началась моя трудовая деятельность. Сначала была ассистентом, потом старшим преподавателем, потом защитила кандидатскую диссертацию по специализации «геоботаника» и стала работать доцентом.
В 2008 году я стала начальником управления по учебно-методической работе. В 2016 году начала исполнять обязанности ректора, а в 2017-м прошла успешно выборы и сегодня возглавляю БГПУ. Так что более 35 лет моя судьба неразрывно связана с вузом. Быть руководителем большого коллектива непросто: люди, с которыми работаешь, все разные, со своими проблемами, характерами, нужно найти подход к каждому. Главные качества руководителя, на мой взгляд, — колоссальное чувство ответственности и неравнодушие. Но, что касается именно ректора образовательной организации, он не может быть один — должна быть команда. Когда у тебя есть соратники, которые могут и поддержать, и покритиковать, которые, возможно, мыслят не так, как ты, но это и добавляет изюминки в работу — любая руководящая должность не будет сложной.
С тех пор, как переступила порог БГПУ, я ни на секунду не пожалела об этом. Я и сейчас продолжаю в нем учиться, потому что каждый год приходят новые студенты — это совершенно новые люди, с новыми идеями и знаниями, и для того, чтобы их понимать, самому приходится очень многому учиться. Профессия учителя — одна из самых важных на земле, ведь у каждого человека, какой бы он ни выбрал жизненный путь — стать рабочим или президентом, великим ученым или политиком — у каждого была первая учительница и любимый учитель. Преподавание — одно из самых моих любимых занятий в университете. После того, как я стала ректором, у меня осталось немного часов, и до сих пор с большим удовольствием я иду на занятия и жду встречи со студентами.
В День учителя мне всегда хочется сказать слова благодарности всем учителям и пожелать им всего доброго. Традиционно в университете проходит торжественное мероприятие, где мы отмечаем лучших, где студенты поздравляют своих педагогов.

К сожалению, в этом году провести такое мероприятие не получится, но мы все равно найдем способ поздравить учителей, сказать им теплые слова, еще раз поблагодарить за их труд. Всегда очень приятно получать поздравления от бывших и настоящих учеников, особенно, когда твои ученики идут дальше, чем ты и, несмотря на успех, всегда помнят свой родной университет.
Как ни парадоксально, но увлечений у меня достаточно много. Есть область моих научных интересов — ботаника, флористика, систематика высших и низших растений, на которую также накладывается любовь к путешествиям. Поэтому очень люблю ходить по лесам, лугам, болотам, ездить в экспедиции, на полевые практики со студентами.

Обожаю ездить сама за рулем, особенно по трассе. Найти какие-то новые виды растений, обязательно их сфотографировать и описать.
Также я коллекционирую монеты, у меня большая коллекция из более чем 100 стран мира. Люблю собирать паззлы — это и моторику тренирует, и память. Люблю спиннинговую рыбалку, были и достаточно крупные трофеи. Катаюсь на коньках и хожу на лыжах. А в прошлом году появился человечек, который заново открывает для меня мир — это мой долгожданный внук Рома, Ромашка. Быть бабушкой — это какое-то совершенно переполняющее меня счастье, и, конечно, каждая свободная минутка теперь посвящена ему.
Геннадий Никитин
71 год
На работе: доцент кафедры всеобщей истории, философии и культурологии, кандидат философских наук.

Вне работы: увлеченный библиофил и огородник.


БГПУ для меня — это… смысл жизни, то, что позволило мне состояться и найти свой путь.
Я окончил пединститут ровно 50 лет назад, в 1970 году. В этом году мы отмечали с однокурсниками 50-летие выпуска. Окончил историко-филологический факультет, после чего был распределен в сельскую школу в Октябрьский район, где проработал год, потом служил в армии в течение года. По завершении службы работал какое-то время в Амурском музее краеведения. И вот в одной из командировок случайно встретился с преподавателем кафедры философии Альбертом Петровичем Беловым, который и предложил мне работу.

Так я оказался на кафедре философии, это было в ноябре 1972 года. Начинал с должности ассистента, через три года меня направили в целевую аспирантуру в Москву, окончил ее, защитил кандидатскую диссертацию и вернулся снова на кафедру, где с тех пор и тружусь.
Правда, был небольшой перерыв: с 1998 по 2001 год я работал в АмГУ, но потом меня снова пригласили уже в педагогический университет, и вот я тут работаю, преподаю философию, социологию, был заведующим кафедрой.

Выбор профессии — это семейная традиция, у меня мама была учительницей в сельских школах, и многие другие родственники были педагогами. Выбор был не случайным и осознанным, и в нем я за все эти годы не разочаровался. Потому что, когда работаешь со студентами, с молодежью, стараешься сам соответствовать, быть в духе времени, такое общение и тебя молодит. Хочется свои знания вложить кому-то, может быть, помочь кому-то в выборе жизненного пути, оказать какое-то влияние, насколько это возможно в наш век, такой суматошный и противоречивый. Для меня это был выбор раз и навсегда.
Работать сейчас отчасти труднее, студент в век информации стал более требовательным, более информированным, потому что интернет дает много информации, конечно, разной по качеству. Поэтому стараюсь подтягиваться к их уровню и сам тоже больше пользоваться интернетом. Сейчас в условиях свободы мысли студенты не боятся проявлять себя, это отличает их от советских студентов. Но читать стали меньше, как ни прискорбно, это беда молодого поколения.
Уверен, что хорошему учителю требуется большое терпение и уважение к личности другого человека.
Без понимания и стремления понять, без терпения трудно состояться в этой профессии. Если раньше можно было приказать, скомандовать, как это было в советское время на всех уровнях, то сейчас нужно убеждать, а это гораздо сложнее, чем просто отдать приказ. С этой точки зрения, работать, конечно, стало труднее. Студенты стали более раскованными. Когда мы были студентами, мы смотрели на преподавателей снизу-вверх. Сейчас студент старается все же быть на равных с преподавателем. Это может быть и хорошо, но накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения.
День учителя всегда отмечаем и на кафедре и дома: у меня и супруга всю жизнь проработала в педуниверситете, и дочь окончила инфак и работает тоже педагогом, поэтому это наша фамильная традиция, и, естественно, мы все вместе отмечаем этот праздник.
Что касается хобби, по базовой специальности я историк, поэтому меня всегда влекла история, и особенно история казачества — амурского и забайкальского. Последние несколько десятков публикаций посвящены именно этой теме. И очень люблю чтение, с детства. Моя мама, когда по состоянию здоровья не смогла работать в школе, стала работать заведующей сельской библиотекой. Все новинки, все книжные поступления приносили нам на дом, и первым, кто распаковывал эти свертки, был я.
И всю жизнь я собираю книги, считаю себя библиофилом. У меня большая библиотека, есть некоторые редкие издания, которыми я горжусь: собрания сочинений Ключевского, Соловьева. А еще одно увлечение — это сад и огород, то есть работа на природе. Это смена деятельности, отдых своего рода от умственной работы. Каких-то редких сортов или особых достижений нет, обычные овощи, в этом году неплохой урожай был, насколько погода позволяла. Пока есть силы и возможности, бросать это занятие не буду.
Надежда Карнаух
65 лет
На работе: заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор.

Вне работы: талантливая швея.

БГПУ для меня — это… мой родной дом, в котором я провела большую часть жизни.
В 1972 году, в 17 лет, я поступила в Благовещенский педагогический институт на историко-филологический факультет, отделение русского языка и литературы. Окончив его в 1976 году, проработала 9 лет учителем русского языка и литературы в Экимчанской школе, в 1985 году вернулась в Благовещенск и оказалась вновь в стенах пединститута. Первой ступенькой моей была должность лаборанта на кафедре педагогики, которой руководил в то время Вячеслав Васильевич Белоглазов, мой бывший преподаватель истории педагогики. Через полгода я стала ассистентом кафедры. Затем с 1988 по 1998 год работала в Институте повышения квалификации учителей.
За это время окончила аспирантуру, получила ученую степень кандидата педагогических наук, ученое звание доцента. В 1999 году вернулась в свой родной вуз: сначала на должность доцента кафедры педагогики, а с 2003 года и по сей день являюсь заведующей кафедрой. За это время получила звание профессора, защитила докторскую диссертацию. Руководить кафедрой крупного вуза нелегко, если нет единомышленников. Поэтому я стараюсь создать в коллективе такую атмосферу, благодаря которой члены кафедры превращаются в единомышленников. Требовать выполнения задания может только тот, кто сам много работает, я придерживаюсь такого принципа. Постоянно стремлюсь развиваться сама и требую этого от коллег.
Для меня профессия учителя — мой стиль жизни. Хороший педагог должен прежде всего понимать своих воспитанников, быть во всем для них примером. Люблю эту профессию за то, что она не дает стареть, держит тебя постоянно в тонусе. Студенты свои у каждого времени, они — современные. Я не люблю рассуждения типа «Раньше студенты были серьезнее, вот мы в их годы!..». Всегда студенты были разные. Интересно работать с увлеченными, поддерживать неуверенных в себе, но имеющих потенциал. А самое трудное в профессии — то, что большую часть времени занимает бумажная работа.
День учителя по традиции отмечаем с коллегами: это концерт в актовом зале, встречи в кафе в неформальной обстановке. Сейчас со мной на кафедре работает моя бывшая аспирантка, сейчас уже кандидат педагогических наук. В университете на других кафедрах работают еще три моих бывших аспиранта, тоже уже кандидаты. На историко-филологическом факультете работает моя школьная ученица, сейчас она доцент, кандидат филологических наук.
У меня с детства есть любимое занятие: я люблю шить. Это у меня от мамы. Мама была, как тогда говорили, модистка, то есть портниха. Я всегда была модно одета, потому что шила себе сама одежду, по журналам мод. Помогала своим подругам, шила и им. Если мне понравился какой-то фасон платья, я могла за ночь его сшить. Сейчас есть, конечно, возможность покупать готовые вещи, но часто я их переделываю, вношу какие-то свои изменения. Сейчас не так часто сажусь за машинку, времени не хватает.
Но раз в неделю, в выходной, обязательно уделяю время своему хобби. Всегда есть потребность что-то отремонтировать, подреставрировать, переделать, как в своем гардеробе, так и в гардеробе своих близких. Мои домашние больше любят меня, когда я сижу за машинкой, а не когда усаживаюсь за компьютер. А также моим любимым занятием является общение с внуками — их у меня шесть. Люблю устраивать для них домашние праздники, на Новый год даже наряжаюсь Дедом Морозом.
Александр Урманов
На работе: заведующий кафедрой русского языка и литературы, доктор наук, профессор.

Вне работы: историк-краевед и путешественник.

БГПУ для меня — это… центр моего мира.
Иногда мне кажется, что основной вектор жизненной судьбы, профессиональный выбор были предопределены еще до моего рождения. Все это я, видимо, впитал с молоком мамы — выпускницы БГПИ 1950-х, всю жизнь беззаветно проработавшей учителем русского языка и литературы. От нее — пристрастие к чтению, к художественной литературе. Детские годы я провел в обнимку с любимыми книгами. Кстати, наш филфак окончила и моя сестра, также связавшая свою жизнь со школой, и племянница. В вузе в разное время выучились почти все мои ближайшие родственники. То есть, как понимаю сейчас, уже тогда я был «закодирован» и «запрограммирован».
Литературу у нас вела Таисия Никитична Волчкова — педагог, как говорится, милостью Божьей, просто обожавшая свой предмет и умевшая передать это свое трепетное отношение ученикам. С того времени понял и до сих пор остаюсь в убеждении, что главная миссия педагога, учителя — не в передаче какой-то суммы знаний или «компетенций», а в том, чтобы передать свою любовь к предмету, пробудить живой интерес, желание осваивать его, помочь, направить в этом. А еще понял: любовь к предмету не передашь без любви к ученикам. Сомневаюсь, что низкий, подлый, злой человек, даже с высоким интеллектом и основательными знаниями, может стать хорошим учителем!
Так с далекого 1974 года БГПИ стал моей судьбой. После выпуска в 78-м был направлен в сельскую школу села Саскаль Шимановского района. А в июне 1980-го Анна Ивановна Вайсман позвала меня работать на кафедру. Через три года поступил в аспирантуру МГПИ, за три месяца до окончания защитил кандидатскую по творчеству Валентина Распутина. Вернулся в 1986-м на родную кафедру, но лет через десять понял, что пора подниматься на более высокую орбиту. Вновь Москва, работа над первой в стране докторской диссертацией по творчеству Солженицына. После защиты докторской и возвращения на родную кафедру занятия наукой не прекратил. О Солженицыне написал, выпустил несколько книг. Являюсь членом авторских коллективов пяти или шести вузовских учебников по русской литературе, а также одного школьного.
Считаю, что кафедра русского языка и литературы, которую я возглавляю в общей сложности лет двадцать — одна из сильнейших в университете, горжусь, что рядом со мною трудятся замечательные специалисты, блестящие преподаватели, талантливые ученые, что у нас подрастает хорошая смена. Университет — наш общий дом, факультет — что-то вроде подъезда, а кафедра — квартира, в которой живет семья. Моя задача — добиваться, чтобы в нашей «семье» царили мир, добрые отношения, творческая атмосфера, чтобы энергия не уходила в песок, не тратилась только на бумаготворчество, тем более, на раздоры. Создание, поддержание условий, которые позволяют каждому реализовать свой потенциал, развиваться, расти. И все это — ради главного: ради повышения качества образования, ради блага университета, а значит, и ради блага страны.
В последние годы нас стараются приучить к мысли, что основная миссия учителя — оказание «образовательных услуг». Неужели не понимают, что для многих из нас это звучит мало того, что неуместно — оскорбительно! Пусть, мол, «функционируют» в жестких рамках спускаемых сверху регламентаций, предписаний, циркуляров, указаний, программ под неусыпным наблюдением бесчисленных надзорных и контролирующих органов и главное, под грудой бумажных дел, отчетов, планов. Моя душа, мое сознание, мои чувства противятся всему этому валу мертвой казенщины, которая, как мне кажется, может погрести под собой все живое. Быть учителем — это не только долг, служение, но и привилегия, радость, счастье. А если и есть трудности, то только то, что уводит в сторону от выполнения профессионального долга.
Сегодняшние студенты, пожалуй, более открытые, более раскрепощенные. И при этом — более чувствительные, более ранимые. И, пожалуй, более требовательные. Им приходится быть прагматичными, приходится думать уже со студенческой скамьи о том, что ждет их после вуза. Современные студенты не лучше и не хуже прежних, они просто немного другие, но такими их сформировала наша действительность. Мне вообще-то интересно с ними. Жаль, не так много времени удается найти на живое общение. Да, они меньше читают. Не приучены, или современные темпы и образ жизни мешают. Надо всем нам думать, как это исправить. Иначе ведь не сформировать полноценную личность.

В День учителя стараюсь позвонить, поздравить своих учителей, старших коллег, пожелать им доброго здоровья и благополучия. Вспоминаю с благодарностью в этот день тех, кого уже нет среди нас, кто многое сделал для моего профессионального становления. Ну и, конечно, пьем чай с тортом на кафедре, вспоминаем, строим планы на будущее. А еще люблю встречаться за праздничным столом с друзьями: они все, кстати, имеют непосредственное отношение к нашему университету — учились здесь, работали или и сейчас продолжают преподавать. И, конечно, всегда звучат здравицы в честь БГПУ — нашей Альма-матер.
Когда-то страстно увлекался рыбалкой, охотой, а сейчас и времени на это нет, и рука не поднимается лишить кого-то жизни. В последние лет десять-пятнадцать свободное время бывает только летом, в отпуске. Очень люблю бывать на своей даче, трудиться на земле, выращивать овощи. Высаживать деревья — их у меня очень много, в основном дикие, лесные. Но и на дачу времени остается все меньше: Инна, жена, она тоже, кстати, преподаватель БГПУ, психолог по специальности, увлекла меня путешествиями по миру. Так что каждое лето теперь минимум на месяц улетаем из Благовещенска. Любим бывать в Москве, в Питере, в южных городах. Но особенно — за границей, преимущественно в Европе. А самое постоянное мое занятие, своеобразное «хобби» — исследовательская работа.
Уже много лет, как я увлекся изучением литературной истории нашего региона. За эти два десятилетия мне и моим коллегам по кафедре — профессору Наталии Киреевой, доцентам Татьяне Смыковской и Ирине Назаровой, декану Вячеславу Гуськову и другим — удалось сделать многое: создать в БГПУ замечательный литературно-краеведческий музей, девятнадцатый год выпускать литературный альманах «Амур», издать уникальную, не имеющую аналогов «Энциклопедию литературной жизни Приамурья XIX–XXI веков». Своим главным достижением считаю потребовавшее титанических усилий возвращение из полного забвения, фактически из небытия, выдающегося амурского сатирика, поэта, прозаика начала XX столетия Федора Чудакова.
Ольга Кухаренко
44 года
На работе: доцент кафедры романо-германских и восточных языков, кандидат педагогических наук, руководитель Ресурсного центра французского языка.

Вне работы: участница Амурского народного хора и спортсменка.

БГПУ для меня — это…
Альма-матер, дом, здание невероятной красоты и энергетики.
В БГПУ я поступила в 1993 году, приехав из Хабаровского края. Выбрала франко-английское отделение, решение было спонтанным, но, как оказалось, одним из самых важных в жизни — в нее вошел французский язык. Тогда я была далека от намерений стать учителем. Но первая практика прошла великолепно, мне так понравилось работать с детьми, что без единого сомнения я пошла преподавать сразу по окончании БГПУ. Сначала, с 1998-го по 2000 год, в АмГУ, потом ушла в декретный отпуск, а с сентября 2002 года работаю в БГПУ. Меня порекомендовала Татьяна Дмитриевна Каргина, замечательный опытный педагог, можно сказать, ангел-хранитель, которая всегда нас направляла, поддерживала.
В 2011 году я защитила диссертацию, стала кандидатом педагогических наук. Еще одна моя должность — руководитель Ресурсного центра французского языка. Это структурное подразделение было создано в 2005 году с целью продвижения французского языка у нас в области и регионе. Мы помогаем нашим студентам участвовать в стипендиальных программах, которые предлагает Франция, устраиваем различные конкурсы, выпускаем журнал на французском языке. И также я являюсь председателем Совета общественной организации «Объединение преподавателей французского языка Амурской области».
Все больше осознаю, как я счастлива в этой профессии, особенно в связи с последними событиями после выхода с самоизоляции, когда стоишь перед аудиторией, и есть этот контакт с ней, беседа. Это непередаваемые ощущения — не просто учить, а обмениваться энергией и знаниями. Я по-прежнему очень люблю этот язык, его музыку, люблю слушать его, разговаривать на нем — это кайф! Особенно, когда видишь прогресс своих учеников, — это просто наслаждение. Для меня очень важна работа со студентами, у нас в БГПУ особая атмосфера, я всегда им говорю: «Вы приобретаете великолепное гуманитарное образование, которое становится базой для дальнейших ваших свершений и побед!». И это не голословное заявление — я вижу, кем становятся наши выпускники. У студентов нашего факультета есть возможность превосходно выучить два языка — до предпоследнего уровня европейской шкалы знания языков.
Я очень рада, когда они идут в школы, это прекрасно. Но даже если они не связывают себя с педагогикой, они становятся яркими, успешными, состоявшимися людьми, и это, я считаю, основная заслуга БГПУ.

Профессия учителя — это счастье видеть успехи своих учеников. Важно верить в ученика, вдохновлять его, с улыбкой воспринимать неудачи, быть компетентным и постоянно расти в профессии. Не прощаю хитрость и обман: списывание — для меня это личное оскорбление. А самое трудное — не сорваться, не ранить словом, не отбить желание учиться. Бумажная работа также сложный момент, думаю со мной согласятся все коллеги.
Студенты за это время, я думаю, не изменились. Изменились условия учебы: у нынешних студентов гораздо больше возможностей для совершенствования. Даже если сравнить с моим студенчеством: у нас не было интернета, мы не могли говорить с носителями языка, впервые я поехала во Францию 7 лет спустя после университета, а сейчас они могут уже в школе ездить и причем по стипендиям, стажировкам. Они выпускаются в 100 раз умнее, чем мы в свое время!
Может быть, только трудолюбия у нас было чуть-чуть побольше. А учить сейчас однозначно легче: очень много средств, возможностей, новых разработок.

В День учителя я получаю особые слова благодарности. В БГПУ в этот день всегда такая трогательная атмосфера: концерт от студентов, цветы, торты, конфеты, добрые улыбки и приподнятое настроение.
Сейчас мое главное увлечение — это Амурский народный хор. Я пошла петь. Хоть я уже так много лет популяризую французский язык, но я очень люблю нашу культуру, наш язык, поэтому я безмерно счастлива, что мне выпала судьба, и меня взяли в хор. Русская казачья песня наполняет мои дни вот уже целый год. Участие в таком серьезном коллективе, конечно, требует немало времени. Первое время мои близкие были недовольны, они не понимали вообще, откуда взялось это пение? Но теперь уже отпускают меня на бесконечные репетиции, зная, что я это обожаю. Там совершенно другой круг общения, и я рада встречать новых творческих людей. Пока я только учусь петь и очень счастлива, что у меня есть это хобби. А еще я занимаюсь спортом — фитнес, велосипед, пешие походы, это тоже очень важная часть моей жизни, люблю поддерживать себя в форме.
Кирилл Юшан
38 лет.
На работе: руководитель ООО «Информационные технологии — МИП БГПУ».

Вне работы: по-прежнему руководитель ООО «Информационные технологии — МИП БГПУ».

БГПУ для меня — это… особая атмосфера, Альма-матер, что-то родное.
В 1999 году я окончил школу и поступил на физико-математический факультет БГПУ на отделение «физика и информатика». Тогда это была самое «айтишное» образование тут, на Дальнем Востоке. Почему такой выбор? Где-то в начале 1990-х годов районная больница, в которой мой отец был главврачом, по какой-то госпрограмме получила поставку персональных компьютеров. Тогда это был чудо-аппарат! Я, будучи 10-летним пацаном, увидел впервые в жизни компьютер, и настолько мне это понравилось, настолько запало, что я решил точно — жизнь свяжу с IT-технологиями. Почему педагогический? Бабушка у меня его окончила, была директором школы и меня учила, тетя тоже его окончила, она кандидат геолого-минералогических наук, долго преподавала в вузе. И для меня этот вуз был как родной, приезжая в гости к тете, я часто бывал в университете, меня знали многие преподаватели.

Нынешний ректор, Вера Витальевна Щекина, училась вместе с моей тетей, когда она была студенткой, я приезжал к ней в гости в общежитие, и Вера Витальевна помнит меня еще маленьким мальчиком.

Еще студентом я устроился на подработку системным администратором в библиотеку БГПУ. Как раз в то время был молодой, очень активный и значимый в жизни вуза преподаватель — Семочкин Александр Николаевич. Я с ним познакомился, еще больше заинтересовался IT-сферой. После выпуска я некоторое время вел уроки информатики в сельской школе, а потом уехал в Китай, так как это сейчас один из центров IT-индустрии. Жил в Шеньчжене — это, так сказать, китайская Силиконовая долина, все смартфоны, новинки технологий — все делается там. Работал там над несколькими проектами, в том числе и со студией Артемия Лебедева.
Вернувшись в Благовещенск, продолжил общаться с Александром Семочкиным, и на тот момент ректор Сергиенко Юрий Павлович предложил нам создать малое инновационное предприятие. Сначала мы работали в сфере распознавания образов, выиграли даже один всероссийский конкурс в сфере малого предпринимательства, получили грант. А позже уже вместе еще с одним выпускником Антоном Антоновым решили заняться чем-то более прикладным и сделали модуль автоматизации столовых. И вот уже около шести лет он успешно работает. Сначала мы его внедрили в Чигиринской школе, там всем понравилось, потом и городские школы тоже захотели себе. Мы гордимся тем, что Благовещенск и Белогорск — это единственные два города на Дальнем Востоке, где все школьные столовые автоматизированы. Постепенно наша столовая трансформировалась в большую систему цифровизации образовательной среды.
Мы начали делать системы контроля управления доступом — турникеты, во время пандемии разработали температурные фильтры, у нас есть два патента на них. Много сейчас задумок, над которыми работает наша команда — это выпускники БГПУ, студенты, это все вместе на базе БГПУ мы делаем. Когда заходишь в БГПУ, там стены настолько старые — они просто пропитаны знаниями, пропитаны этим эфиром обучения, атмосферой вуза. Как я шучу, что можно на пары не ходить, а просто сидеть возле стены, и знания сами в тебя будут проникать. Сама эта атмосфера, люди — Семочкин Александр Николаевич, покойный Сергиенко Юрий Павлович — они сами создавали такую атмосферу, что хотелось творить, изобретать. Так как мы как педагоги лучше всего знаем сферу образования, поэтому это все выросло в цифровизацию образовательной среды.
Мое хобби — это наше Малое инновационное предприятие. Это не просто работа. Если обычно люди распределяют время: вот, я хожу на работу, зарабатываю деньги, возможно, помогаю людям, а вот в свободное время вырезаю по дереву или играю с детьми. У меня такого нет. Все свободное время посвящаю любимой работе.
Я преподавал несколько дисциплин на кафедре информатики, но сейчас взял паузу, так как поступил в аспирантуру. Направление — управление инновациями. Но само преподавание меня, так сказать, не оставляет: как я уже сказал, у нас работает много студентов, и мы их берем под свое крыло, поднимаем их уровень, дополнительно подготавливаем. Разумеется, кто-то выпускается и уходит, переезжает в другой регион, кто-то остается, приходят новые студенты, и этот процесс безостановочно идет в течение уже почти семи лет, сколько МИП существует. Ежедневно я им рассказываю не только о технологиях, и примерами из жизни делюсь, своим опытом, словом, занимаюсь всем тем, чем обычно и занимается учитель. Кем классный руководитель является для класса, тем я и являюсь для ребят и девчат, который у нас в МИПе работают.
Мое хобби — это наше Малое инновационное предприятие. Это не просто работа. Если обычно люди распределяют время: вот, я хожу на работу, зарабатываю деньги, возможно, помогаю людям, а вот в свободное время вырезаю по дереву или играю с детьми. У меня такого нет. Все свободное время посвящаю любимой работе. Даже придумал слово такое: есть бизнес, а у меня — «жизнес», то есть вся моя жизнь посвящена технологиям, и со стороны это выглядит так, как будто я все время работаю. Меня даже знакомые спрашивают: «Ты вообще отдыхаешь?». Но как можно отдохнуть от самого себя? Поэтому для меня МИП — это не только работа, но и хобби. И моя семья со мной участвует во всем этом процессе. Супруга работает со мной, во всем мне помогает. Дочка тоже в свои 10 лет принимает участие по мере возможностей. Так что наше семейное увлечение — это система «Пионер» (улыбается).

Текст: Татьяна Ильина
Верстка: Галина Михайлова