← Назад
Виртуальная экскурсия по Березитовому руднику
Разработка Березитового месторождения в Тындинском районе Приамурья началась в 2003 году. Через четыре года «Березитовый рудник» начал добывать драгоценный металл в карьере, тогда же на золотоизвлекательной фабрике выплавили первый золотосодержащий слиток. Но запасы золота залегают глубоко, и добираться до них открытым способом стало слишком сложно и дорого. Поэтому в 2017 году на Березитовом приступили к работе над проектом подземной добычи, а уже в 2019 году началась опытно-промышленная добыча золотоносной руды из подземки.

Жилой комплекс
Первым делом сотрудники или гости, прибывшие на Березитовый рудник, направляются в жилой комплекс, где живут и проводят досуг все работники золотодобывающего предприятия. Некогда скромный вахтовый поселок сменил модульный комплекс, представляющий собой маленький город, в котором поместилось абсолютно все, что нужно для современного человека, даже бесплатный WI-FI. Здесь каждый сотрудник предприятия может расслабиться после тяжелой трудовой смены и найти занятие по душе.
Для любителей пообщаться оборудована уютная комната отдыха с баром, где вахтовики могут угоститься молочным коктейлем, натуральным кофе или чаем с сиропом. Спиртные напитки на руднике запрещены, а за их употребление на территории предприятия грозит немедленное увольнение.

Из «гостиной» можно сразу попасть в кинозал, библиотеку и магазин. Чуть дальше по длинному коридору расположены столовая, медпункт, тренажерный зал с бильярдом и настольным теннисом, прачечная, а также комната хранения вещей.



Перед тем, как приступить к работе, все новоприбывшие сотрудники или гости предприятия в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности на производстве, также им рассказывают и о других правилах, которых необходимо строго придерживаться на территории Березитового рудника. Для сотрудников перед началом вахты обязателен еще и медосмотр.
Безусловно, все основные производственные процессы, связанные с добычей и переработкой породы, относятся к особо опасным. Полностью исключить все риски, к сожалению, мы не можем, поэтому постоянно занимаемся обучением и оценкой риска наших работников, регулярно проводим инструктажи и контроль со стороны линейного руководства.
Роман Оглов
заместитель директора по промышленной безопасности, охране труда и экологии Березитового рудника
Карьер
Сегодня горняки работают над расширением карьера в его северной части. На Березитовом руднике ведется комбинированный способ отработки — на открытом и подземном участках месторождения. Необходимо постоянно поддерживать карьер в сухом состоянии, чему активно сопротивляются грунтовые воды. В противном случае значительно повышается риск затопить шахту. В самой глубокой части карьера уже образовалось небольшое озеро, поэтому там установлены мощные насосы, которые в скором времени позволят осушить дно.
За безопасной работой людей в карьере зорко следит уникальный радар, который мониторит состояние бортов в режиме онлайн. При малейших подвижках устройство подает сигнал диспетчеру, и людей в кратчайшие сроки выводят из внушающей опасения зоны. Радар работает в любых погодных условиях, при температуре от -50° до +55, устойчив к пыли, ветру (до 100 км/ч) и дождю (до 60 мм/ч).
Здесь, в карьере, имеются тектонические зоны, зоны смятия, с повышенной трещиноватостью, что ослабляет борта. Чтобы укрепить подозрительные зоны, промышленные альпинисты закрыли их полимерной сетью.
Максим Горлушко
главный инженер горнодобывающего комплекса
Изредка коррективы в рабочий план вносит суровая дальневосточная погода. Во время сильных ливней появляется вероятность схода породы, поэтому ради безопасности сотрудников Березитового работы приостанавливают. Так же приходится поступать и в снегопад — до тех пор, пока технику и дороги не приведут в порядок.
Ранее карьер разрабатывался, в основном, в глубину, но геологическая разведка нашла новые залежи золотоносной руды в его северной части, где сейчас ведутся работы по расширению бортов. Пласт золотой руды начинается на +620 горизонте, но до этой отметки горнякам нужно «пройти» еще 100 метров вниз и вывезти из воронки около 5 млн тонн пустой породы. В 2020 году из открытого участка месторождения планируют добыть почти 3 млн тонн руды.


Благодаря повышению производительности техники и широким рабочим площадкам уже сейчас работы в карьере опережают график на целый месяц, что может положительно сказаться на сроках начала работ по добыче золотоносной руды.

Одновременно в карьере работают порядка 20 самосвалов, 4 экскаватора и 6 буровых станков.

Подземный рудник
Новые горизонты для «Березитового рудника» открыла подземная разработка месторождения. Сегодня на месторождении построены два наклонных транспортных съезда длиной более чем на 1600 метров. По одному из них уже передвигаются буровые установки, самосвалы и погрузчики. Второй тоннель — вентиляционный, в то же время он выполняет роль аварийного выхода. Под землей обустроили даже ремонтный бокс для подземной техники, где специалисты могут исправить поломку на месте без отрыва от производства.



Компания Nordgold, в состав которой входит Березитовый, уделяет особое внимание безопасности работников подземной части рудника. Перед спуском к рабочему месту специалисты в обязательном порядке проходят медосмотр. Без справки фельдшера горняку никогда не выдадут рабочее снаряжение.


В подземке применяется современная система оповещения об аварии, аппаратура встроена в налобный фонарик. Передающее устройство сигнализирует о местонахождении каждого обладателя фонаря на компьютер диспетчера. Для связи с человеком, который находится под землей, диспетчер подает световые сигналы. Так при необходимости он может вызвать специалиста на поверхность или сообщить об аварийной ситуации.

Другое устройство, без которого никого просто не пустят под землю, — это самоспасатель. Он позволяет дышать под землей даже при сильном задымлении, так как полностью изолирован от внешней среды. Под крышкой металлической банки находится шланг и маска, через которые подается кислород. Чтобы самоспасатель начал работу, в него нужно выдохнуть углекислый газ, а специальное вещество перерабатывает его обратно в кислород. Такого устройства хватает на 100 минут ходьбы или на 5-6 часов, если человек не будет активно двигаться. А так как выработки на Березитовом не очень протяженные, 100 минут вполне хватит, чтобы выбраться из тоннеля на поверхность даже пешком.
Вход в шахту, или, как называют его работники рудника — портал, находится на 565 метров выше уровня Балтийского моря.
Заходить в подземный участок Березитового месторождения на своих двоих не принято. К нужной зоне сотрудников, а также гостей предприятия подвозят на специальном автомобиле, оборудованным индивидуальным ремнями безопасности для каждого пассажира.
Для работы под землей предприятие закупило технику, адаптированную для подземной добычи: подземные автосамосвалы, комбинированные доставочные машины, а также буровую технику для очистных работ и проходки горных выработок.

Добыча руды ведется на +300 отметке. В месте расположения основных запасов золота горняки пробурили тоннель в виде спирали, нижняя часть которой достигла +240 горизонта.
На протяжении всех выработок от непредвиденного падения валов рабочее пространство защищает сетка из толстой арматуры.
Left
Right
Важная часть работы под землей — откачка подземных вод.
Единственное, что может парализовать работу всего подземного комплекса, — подземные воды. Избежать затопления горных выработок позволяет мощная насосная станция. Два из трех агрегатов каждый час откачивают около 200 кубометров воды из тоннелей в резервуар на поверхности. Еще один насос находится в резерве.
Фархат Абитаев
главный инженер подземного горнодобывающего комплекса
Фабрика




Богатую руду с высоким содержанием золота из шахты отвозят на дробилку, где огромные куски камня в несколько этапов перемалывают до состояния песка, годного к переработке на золотоизвлекательной фабрике.
Огромные валуны отправляются на толстую решетку, где бутобой под управлением диспетчера в считанные секунды дробит породу на небольшие осколки.
После двух циклов дробления руда попадает в огромные «центрифуги», заполненные 5-килограммовыми металлическими шарами. Здесь руда измельчается до состояния песка и готова к дальнейшим испытаниям на пути к превращению в золотой слиток.
На предыдущем этапе переработки руда впитала в себя много влаги. Вода облегчила процесс измельчения, но на этом ее работа окончена. Поэтому жидкую пульпу отправляют в сгустители, которые извлекают твердый материал, а отработанная вода возвращается в производственный цикл.
Left
Right

Далее начинается сложный химический процесс, нацеленный на непосредственное извлечение драгоценного металла. Пульпу загружают в емкости, наполненные раствором цианида, который растворяет золото.

Опустошенная руда отправляется в цех фильтрации, где ее промывают, высушивают и увозят на хвостовой отвал.

А мы продолжаем следить за путешествием золотых частиц и попадаем в отделение сорбции. В специальных агрегатах уголь вытягивает из химического раствора золото, а заодно серебро и другие сопутствующие металлы. По словам специалистов, для извлечения золота из раствора используется древесный уголь, но не простой, а из твердых сортов деревьев — кокоса или пальмы.


Последний этап, через который проходит золото на пути к плавильной печи, — десорбция. Насыщенный золотом уголь помещают в электролизеры, которые с помощью электрического тока осаждают смесь металлов или, как называют его специалисты, катодный осадок. Перед плавкой он отправляется на 6-7 часов в печь, где осадок сушится при температуре 600°С.

Дорогостоящую смесь, внешне напоминающую обычный мокрый песок, взвешивают и делят на несколько плавок.
Для изготовления одного слитка плавильщик забрасывает в печь около 20 кг или примерно два ведра катодного осадка, а также его обязательный спутник — шихту — смесь соды, буры и стекла, которую добавляют к руде, чтобы облегчить отделение драгоценных металлов от примесей.
Основную работу делает автоматика, а человек внимательно контролирует процесс. В печи металлическая смесь разогревается до температуры 1200 градусов. Из 20 кг катодного осадка получается 10-11-килограммовый слиток, остальное — шлак.
Расплавленную смесь металлов плавильщик сливает в так называемые изложницы — формы для слитков. В первую форму специалист сливает шлак, плавающий на поверхности тигеля, драгоценное вещество с небольшим количеством шлака заполняет вторую изложницу.
Из первого и второго слива обязательно берется проба. Результаты анализов становятся известны уже через 6 часов.
Всего за 30-40 минут катодный осадок превращается в конечный продукт Березитового рудника — сплав Доре — слиток, почти на треть состоящий из чистого золота. Остальное составляет целый комплекс металлов: серебро, медь, цинк и свинец.
Left
Right
Далее слитки Доре отправляются на аффинажный завод, где из них извлекают чистое золото.
На правах рекламы