Big Data. Показываем. Красивое
У МТС есть предельно информативный инструмент — геоаналитика. Любой абонент оставляет цифровой след, заказывая ли доставку пиццы через приложение, загружая ли какой-то сайт или просто передвигаясь по городу или области. Все это фиксируется в Big Data — это большой массив обезличенных данных, который может показывать не только концентрацию людей в том или ином месте в какое-то время, но и ранжировать их по полу, возрасту, месту жительства, интересам и так далее. Можно задать до 200 критериев вплоть до того, есть ли у человека дети, домашние животные, интересуется ли, к примеру, велоспортом или он заядлый геймер.Эта картинка — ключ для бизнеса, который хочет понять, стоит ли строить у развязки ресторан, нужен ли на «Мухинке» детский развлекательный комплекс или требуется ли больше мотелей на федеральной трассе «Амур». Потому что ключ к успеху — точный портрет целевой аудитории и ее поиск. Также сервис геоаналитики покажет, какие торговые точки открыты в этом районе, есть ли спрос на их продукты, какова стоимость аренды коммерческой недвижимости и даже как изменится локация в ближайшем будущем (построят жилые дома, новый ТЦ или развлекательный комплекс), какое количество генераторов трафика. В итоге вы получаете объективную оценку места под свою задачу, будь то продуктовый магазин, кафе, магазин косметики, фитнес-центр или клиника.
Пандемия смешала все карты
Мир прошел «точку невозврата» в 2020 году. Если прежде клиенты ориентировались на массовое потребление, то теперь людям больше интересны индивидуальные, семейные туры, кафе с зонированием или кабинками, резко подскочил интерес ко всему экологическому — от открытия новых парков до эко-меню в ресторанах. На этом фоне люди начали больше бывать на природе, выезжать на эко-маршруты. Пандемия усилила тренды, которые нарастали в последнее время.— Туристы предпочитают передвигаться малыми группами по 10-15 человек — это родственники или друзья, поэтому популярно самостоятельное бронирование гидов при снижении интереса к турам. Самыми популярными в ближайшие года-два будут короткие вылазки на выходные. Люди будут дробить отпуск, чтобы успевать совмещать работу и отдых. В ритейле популярна доставка и много индивидуального, — рассказала побывавшая в Благовещенске с консультациями о развитии и цифровизации туризма федеральный эксперт EO and Founder в Sponsor Consulting Евгения Мальцева.
Еще один тренд — люди все больше планируют отдых сами и отправляются в путешествие, не заказывая никаких билетов. Этот же тренд — во всех сферах жизни.
— Сегодня уже нельзя ориентироваться только на официальные данные: сколько мест в гостиницах было сдано, сколько билетов продано в поезда и самолеты. Очень популярен автомобильный туризм, люди могут останавливаться у родственников, жить в съемных квартирах. Поэтому самый верный способ узнать, сколько туристов приехало в регион – это обратиться к геоаналитике, — поясняет руководитель направления «Цифровая модель региона» МТС Лариса Татарова.
Незанятые бизнес-ниши
— После регистрации пользователя, на его мониторе открывается интерактивная карта области и меню статистики туристских потоков. Там можно задать любой период и параметры информации. Сервис выдаст обезличенные сведения, собранные из многообразия данных о перемещениях людей: об их «домашнем» регионе, возрасте, социальном статусе и многом другом. Приложение МТС снабжено фильтрами, через которые можно отсеять ненужные и оставить важные факты. К примеру, что реально является объектами притяжения гостей и какая часть туристов добирается к достопримечательностям на автомобилях, — рассказала Лариса Татарова.МТС, используя BigData, выявила топ-5 самых посещаемых не городских мест: космодром «Восточный», зоны отдыха Бурейского и Зейского районов, ГЭС, Муравьевский парк и горнолыжная база «Усть-Корал» в Тынде.
Какие выводы можно сделать из этого исследования и на основе этого выработать управленческие решения? Людям интересен космодром, его объекты, музей космонавтики и запуски. Из-за антиковидных ограничений попасть туда сейчас нельзя, зато есть село Красноярово Мазановского района с турбазой «В гостях у сказки».
— У нас в хорошую погоду прекрасно видно запуски. Летом приезжала группа индусов- туроператоров. 16 октября ждем еще одну делегацию. У нас есть, где жить, организовано питание, есть детская площадка. Мы расположены в идеальном месте: если ехать из Благовещенска через Белогорск или Свободный — расстояние одинаковое, 200 километров. Также не так далеко Шимановск. Сегодня очень много кто путешествует на своих автомобилях по федеральной трассы, поэтому поток потенциальных клиентов есть. Нам надо только обустроить грунтовый отворот с федеральной трассы протяженностью два километра, потому что сейчас приходится ездить через Красноярово, а это плюс шесть километров. И сделать указатель. Инвестор нужен, чтобы расширить гостиничный фонд, — рассказала исполнительный директор Надежда Кучерова.
Уже сейчас турбаза развивает своими силами событийный туризм — есть небольшой гостиничный фонд с питанием, детская площадка и культурная программа. База находится на самом берегу Зеи, поэтому здесь еще можно купаться. Кучеровы проводят мастер-классы по деревообработке, организуют народные праздники и хотят сделать туризм круглогодичным.
— В самом Свободном мы проанализировали достаток пребывающих людей: выяснилось, что много обеспеченных работников строящегося газоперерабатывающего завода, которым некуда пойти отдохнуть и развлечься. В этом смысле нужно открывать кафе и бары, желательно федерального уровня, возможно, франшизу вроде Harats Pub. Бронь в гостиницы в Свободном достигает несколько недель. Зейский заповедник вошел в топ самых посещаемых мест, надо готовить инфраструктуру, а в селемджинском направлении набирает обороты туристический маршрут миграции косуль в Норске, там можно расширять гостиничное хозяйство и по дороге строить дополнительные точки общепита.
Если рассуждать в направлении географии, откуда приезжают туристы, то стоило бы налаживать и культурные связи с этими регионами. Например, в высокий сезон проводить совместные фестивали, выставки, чтобы туристы чувствовали себя как дома, — рассуждает и.о. директора Амурского филиала МТС Олеся Двинина.
— На трассе в Февральск нужно минимум еще одно придорожное кафе и пункт обогрева: сейчас туда активно едут туристы, а последняя кафешка только в Угловом. Потом до ближайшего перекуса сотни и сотни километров, — отмечают туроператоры.
Чтобы «прокачать» северные направления в Амурской области, были запущены рейсы авиакомпании «СиЛа» с субсидированием стоимости авиабилетов. Также сделало и руководство Самарской области, запустив авиарейсы из регионов, откуда люди добирались с неудобными пересадками или на машинах. И поток туристов пошел.
«Цифровая модель региона» по-новому открывает глаза и на семейный туризм. Она анализирует логику поведения отдыхающих с детьми. Оператор мобильной связи «видит» круг общения абонента. Исходя из частоты звонков родным, наличия на смартфоне контента для взрослых и контента детского, появляется вывод о том, что хозяин устройства, к примеру, родитель с детьми определённого возраста.
— Очень часто бывает, что туристы приезжают, но остаются ненадолго, так как они с детьми, а переночевать и пообедать негде. В одном из регионов было большое культурное событие у красивого озера. Нас попросили проанализировать поток приезжих. Тепловая карта показала огромную концентрацию людей в день мероприятия. Однако почти все пробыли там часов 5 и вечером стали уезжать. Мы сопоставили эту информацию со слоем данных по инфраструктуре и увидели, что на месте ивента не хватает гостиниц, а рядом, на берегу прекрасного озера, нет ни одного кафе. В итоге, вывели для членов правительства региона коэффициент, показавший дефицит мест размещения, — рассказывает Лариса Татарова.
Цифровая модель региона интересна тем, что она позволяет сегментировать аудиторию и стать более гостеприимными. Можно понять, к какому уровню сервиса привыкли люди, чего они ожидают от отдыха. Амурская область — это еще и территория сплавов, трофи-рейдов и экологических маршрутов. И, конечно, территория космоса.
Как отметила во время экскурсии по павильону Амурской области на Восточном экономическом форуме руководитель Ростуризма Зарина Догузова, Приамурье имеет все шансы войти в перечень брендовых национальных маршрутов туризма с флагманом в виде космодрома.
Кроме того, Ростуризм запустил программу льготного кредитования по низкой процентной ставкой для инвесторов на кредиты по созданию качественных средств размещения — гостиниц высокого уровня.
Сколько это стоит
Сервис анализа геоданных намного доступнее других продуктов на рынке со схожей задачей. Стоимость детального отчёта — от 5 000 рублей. Даже в масштабах небольшого ретейл-стартапа это вполне приемлемая цена с учётом будущей выручки. Для крупных компаний есть отдельные тарифы, в том числе — специализированные возможности автоматизации бизнес-процесса поиска под заказ.Можно попробовать сервис бесплатно, чтобы понять, что к чему: сейчас одной из благовещенских компаний предоставлен демодоступ по трём городам с полной функциональностью. Или можно оплатить один день доступа без ограничений по городам.
Для справки:
Уже сегодня платформу «МТС Регион» можно не только масштабировать по всей стране, но и углублять с помощью сервисов вне мобильных данных. Программное обеспечение позволяет собирать сведения с любых объектов интернета вещей, транспорта и видеокамер. МТС уже реализовала более 70 геоаналитических проектов в 36 регионах России.
Материал предоставлен ПАО МТС
На правах рекламы