С 1 января 2020 года в Амурской области запретили продавать мясо скота, забитого на частных подворьях, хотя такие требования появились еще в 2014 году. Через месяц после этого убойные пункты появились в Белогорске, Свободном и в Толстовке.
Выяснить причины закрытия у владельца бойни фермеру не удалось. По словам Андрея, возить скотину на убой местным жителям предлагали в Серышевский район и в Архару. Проблема в том, что эти мясобойни находятся очень далеко, а будут ли строиться новые — неизвестно. В самом Константиновском районе бойни нет.
— Мясо туда надо живым весом отвезти, неизвестно куда, за сколько километров. Потом это же мясо надо назад привезти — нужно уже другую машину, получается, туда гнать, — пояснил амурчанин.
Мужчина рассказал, что собирался организовать убойный пункт за счет личных сбережений. Для этого он взял в аренду земельный участок и получил одобрение от Россельхознадзора, но потом появились затруднения.
— Предписание потом прислали мне, пишут, что якобы в шестьдесят каком-то году была то ли сибирская язва, то ли ящур в колхозе. В связи с этим «рекомендуем взять пробы земли при выемке грунта», — пояснил суть требований ведомства амурчанин.
В Благовещенске он узнал стоимость таких исследований и решил, что не готов к таким затратам.
— Мне хотелось, чтобы просто с документами помогли и все, а построил и поставил бы бойню я за свой счет. Никто не согласился помогать: ни одна администрация, ни с города, никто. И все, это все затихло, я не стал делать, — рассказал Андрей.
При этом план этой бойни мужчина успел сделать, но весь процесс уперся в оформление документов для санитарной зоны. Делать все это одному оказалось довольно накладно, а перспектива взять кредит или пытаться выиграть грант выглядит довольно рискованно.
Жизнь без мяса
Фермер пояснил, что многие из тех, кто занимался разведением скота, решили бросить это дело после принятия запрета.
— Корова телится каждый год. Человек держит две-три коровы на молоко. Она растелилась, каждый год по три телка. Через год-полтора этот телок вырастает — его нужно на убой. Люди отказываются от этого — забить скотину негде. Ладно по говядине, а по свинине тоже кошмар: половину свиней выжгли из-за чумы, а часть у людей осталась по районам — они тоже не могут ее продать или сдать, только в деревне между своими. Люди перестают держать скотину, а в деревне что самое главное? На скотине люди и жили: зарплаты маленькие, детей в школу собирать, уголь покупать — скотину продали и все купили. А сейчас что делать, даже не знаю, — посетовал амурчанин.
Попытки объединиться с местными фермерами и хозяйствами также не принесли успеха: из-за отсутствия боен в области они предпочитают сдавать скот на мясо в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.
Домашнего мяса свиньи по рынку вообще нет,
оно полностью с ферм идет
оно полностью с ферм идет
— Скотина уходит в другие регионы: фуры приезжают, скот закупают и мясо вывозят. А сюда, в Благовещенск, свинина идет с Улан-Удэ, Хабаровска или Приморья. Домашнего мяса свиньи по рынку вообще нет, оно полностью с ферм идет, — рассказал Андрей.
По мнению мужчины, такая ситуация вскоре будет и с другим мясом.
— Я думаю, что так и говядина вся будет вот так неизвестно откуда поставляться. И все, смысл из деревень тогда возить? Они этого не понимают — хотят Амурскую область поднять, чтобы в деревнях кто-то жил, а сами своими действиями все уничтожают, — выразил свою позицию житель Константиновского района.
Поскольку за год собственных попыток у фермера так и не получилось создать собственный убойный пункт, он подумывает заняться выращиванием сои на арендованном земельном участке.
Четыре на область
АСН24 обратилась в министерство сельского хозяйства Приамурья и областное управление ветеринарии. Там пояснили, что работавший с конца января 2020 года убойный пункт в Толстовке прекратил свою деятельность «по инициативе ИП главы КФХ Серобаба А.Ю».
По данным минсельхоза и управления ветеринарии, сейчас на территории Амурской области насчитывается четыре убойных пункта, куда амурчане могут привезти свой скот: в Архаринском и Серышевском районах, в Белогорске и Свободном. Убойные пункты есть еще в 18 хозяйствах сельхозтоваропроизводителей, но они предназначены только для собственных нужд.
Новый убойный пункт должен появиться в третьей декаде июня
в Благовещенском районе
в Благовещенском районе
Новый стационарный убойный пункт должен появиться в третьей декаде июня в Благовещенском районе, а именно на 7-м километре Игнатьевского шоссе. Ранее планировалось, что в Приамурье появится шесть новых пунктов для забоя скота к лету 2020 года — в дополнение к предприятиям в Толстовке, Белогорске и Свободному.
Кроме того, в Завитинском районе планируется строительство модульного мясного комплекса по убою и первичной переработке мясной продукции на территории Завитинска. Его возведут за 35 миллионов рублей в рамках муниципальной программы «Развитие АПК Завитинского района». Запуск комплекса планируется осуществить в сентябре-октябре 2021 года, пояснили в минсельхозе Приамурья.
В министерстве также добавили, что в области действует большой перечень мер поддержки для сельхозпроизводителей в виде грантов и субсидий, которые могут возместить часть затрат, но «оказание помощи в подготовке земельных участков для размещения убойных цехов и мобильных боен частным лицам не планируется».