Благодаря стабильной работе GPS-модулей, встроенных в ошейники, которые надели на хищников перед выпуском на волю, специалисты имеют возможность практически в реальном времени отслеживать местоположение хищников, а также планировать полевую работу в местах их посещения. Это позволяет получать ценную информацию об объектах питания хищников и собирать биоматериал для анализа.
Постоянный спутниковый мониторинг позволяет свести к минимуму возможность возникновения конфликтных ситуаций с участием реинтродуцированных особей.
К слову, и Павлик, и Елена оказались в этом плане крайне порядочными тиграми, и послушно, как учили, избегают любых контактов с людьми и держатся на безопасном расстоянии от населенных пунктов.
Обосновавшаяся в Хинганском заповеднике тигрица крайне редко и ненадолго покидает пределы ООПТ, где, по мнению специалистов, обитает весьма благополучно. За последний месяц тигрица лишь единожды вышла за пределы заповедника на короткую прогулку, прогулявшись вдоль нефтепровода ВСТО к федеральной автотрассе.
— Тигрица прошла ранней ночью примерно в трех сотнях метрах от построек нефтеперекачивающей станции, но не подходила к ним, — рассказывает Вячеслав Кастрикин, заместитель директора Хинганского государственного заповедника по научной работе. — С трассы нефтепровода она свернула на юг и через несколько сотен метров подошла к автотрассе. Сразу выходить на дорогу не стала, какое-то время стояла в кустарнике на высоком пригорке, с которого трасса прекрасно просматривалась в обе стороны. Через дорогу она перешла в полночь, сразу углубилась в лесной массив и через 12 часов уже была в заповеднике. Причем железнодорожные пути Транссиба она пересекла там, где уже делала это ранее, в прежние прогулки. В целом мы видим, что тигрице пока комфортно в заповеднике, где у нее есть все, что нужно для счастливой жизни: охраняемая территория и высокая численность копытных.
Елена успела зарекомендовать себя у специалистов искусной охотницей. В трофейном листе хищницы уже значатся все копытные обитатели заповедника — от косули до лося.
Не так давно хищница обозначила интерес к фотомониторингу, точнее к одной из фотоловушек, которые ученые расставили в угодьях тигрицы, чтобы следить за ее жизнью по фото и видео. И теперь специалисты теряются в догадках, пытаясь понять, как тигрице удалось проделать такое с автоматической камерой.
— Возможно, такое и было у других исследователей, но на моей памяти такое происходит впервые, чтобы тигрица, используя коготь, открыла фотоловушку и достала из нее все батарейки, — комментирует Сергей Арамилев, генеральный директор центра «Амурский тигр». — Откуда она узнала, как это сделать, остается вопросом. Спишем это на случайность и инстинкты, хотя, вполне возможно, ей уже приходилось наблюдать за тем, как ученые устанавливают фотоловушки, и она уже знала, за что потянуть и куда нажать. Явление удивительное, но, если серьезно, то стоит понимать, что «нападение» зверя на фотоловушку — это всегда недоработка исследователей. Постараемся в будущем этого избегать.
Стоит отметить, что после «проверки» Елены фотоловушка осталась в рабочем состоянии. А о том, что именно тигрица ее «проверяла», говорят последние сделанные устройством кадры.
А вот брат Елены Павлик продолжает зарабатывать славу самого отъявленного тигра-путешественника. Молодой тигр последовательно изучает труднодоступные районы Амурской области, замахиваясь на рекорды.
Не так давно, достигнув берегов реки Зеи и став «самым западным» тигром за 20 лет наблюдений, Павлик резко сменил курс и пошел на север, видимо, с намерениями стать еще и «самым северным» полосатым хищником. И ему это почти удалось, но, оказавшись выше поселка Этыркэн Хабаровского края, тигр снова развернулся и отправился уже на юг вдоль границы с Хабаровским краем в направлении Бурейского водохранилища.
— Как мы сообщали ранее, Павлик уже посещал это водохранилище (и даже пытался его переплыть), но тогда он пришел к нему с юга. Возможно, он таким образом все-таки хочет исследовать недосягаемый для него на тот момент берег, подойдя к нему с северной стороны. Если же отойти от фантазий, то, скорее всего, Павлик оценил малопригодность северных территорий для постоянного обитания и повернул на юг, чтобы вернуться в Хингано-Архаринский заказник. Время покажет, лишь бы элементы питания GPS-модуля на ошейнике не подвели. Из-за отдаленности территории и отсутствия там дорог группа мониторинга не может проверить кластеры Павлика, но, судя по их количеству и продолжительности пребывания на них, тигр регулярно успешно охотится на крупных копытных животных, следовательно, не голодает, — сказал Сергей Арамилев.
- Павлика и его сестру Елену изъяли из дикой природы вместе с матерью в феврале 2018 года. Взрослая тигрица повадилась охотиться на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края. Меры по отпугиванию, предпринятые специалистами конфликтной группы приморского охотнадзора, результата не принесли, и было решено отловить хищницу в целях ее же безопасности.
- Отловив тигрицу, специалисты установили, что у нее есть тигрята. Малышей, которым на тот момент было около 6-7 месяцев от роду, решили не оставлять одних в тайге, где им с высокой долей вероятности грозила бы гибель. В течение месяца тигрят отловили и доставили к матери в Центр реабилитации.
- Ряд проведенных специалистами обследований показал, что взрослая тигрица, к огромному сожалению, не имеет шансов вернуться в дикую природу. В марте 2018 года она отправилась в Красноярский зоопарк. Тигрята же больше года находились в Центре реабилитации, где их готовили к возвращению в дикую природу.
- 15 мая 2019 года тигров доставили к месту выпуска в Амурскую область, где поместили в специально оборудованный временный вольер для адаптации. Спустя неделю, 23 мая 2019 года, специалисты дистанционно открыли двери вольера, и тигры отправились на свободу.
Фото на главной: архив
Фото: центр «Амурский тигр»