В Амурской области сегодня, 10 июня, открыли грузовое движение по международному автомобильному мосту через реку Амур. Через пункт пропуска «Кани-Курган — Хэйхэ» пошли первые грузовые автомобили — восемь тягачей на сжиженном природном газе, — которые отвезли в Китай партию амурского соевого масла. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Амурской области.
С завтрашнего дня международный мост переходит в полноценный режим работы – ежедневно с 08:00 до 23:00. По мосту каждый день смогут проезжать более 600 грузовых автомобилей. Пункты пропуска в перспективе способны обеспечить до 4 миллионов тонн грузов и 2 миллионов пассажиров ежегодно.
Трансграничный мост через Амур между Россией и Китаем построен по концессионной модели, а договор был подписан в Харбине 5 июня 2016 года. Согласно нему, мост строился совместной концессионной российско-китайской компанией за счет внебюджетных источников. По расчетам специалистов, средства, вложенные в строительство, окупятся в течение 16 лет. В 2016 году ориентировочная стоимость международной стройки оценивалась в 18,8 миллиарда рублей.
Строительство моста началось 24 декабря 2016 года, его вели параллельно российские и китайские специалисты. Общая длина моста — 1 080 метров. Каждая из сторон построила ровно половину сооружения, а стыковка состоялась 31 мая 2019 года. Российскую часть моста закончили 29 ноября 2019 года.
Максимально в работах с российской стороны было задействовано 960 человек. По заверениям властей Приамурья и строителей, мост построен из российских материалов: начиная от опор и заканчивая метизами. Также для строительства объекта привлекли амурские подрядные организации «УСК МОСТ» и ЗАО «Асфальт».
Общая протяженность мостового перехода составляет 20 километров, включая 6 километров дороги в Китае и 13 километров подъездных путей на территории России (включая 278 метров моста через протоку Каникурганскую). Основной мост на российской стороне начинается на острове.
После завершения строительства пограничный мостовой переход стал собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы.
Глава Приамурья отметил, что запуска движения по мосту пришлось ждать два года.
— Экономический эффект будет ощутим для всего Дальнего Востока и страны в целом. Многократный рост грузооборота принесет пополнения в бюджеты всех уровней, а возможность быстрой логистики даст мощный толчок как к развитию экспорта продукции из России, так импорта товаров.
Разрешения на ввод моста в эксплуатацию ожидали в мае 2020 года, но в ситуацию вмешалась пандемия коронавируса.
Сроки начала движения по мосту несколько раз откладывались. В качестве предварительных дат назывались август и ноябрь 2020 года, январь 2021 года.
Грузы по мосту хотели пустить еще в ноябре 2021 года.
На площадках на обоих берегах побывали губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн и губернатор Амурской области Василий Орлов. Удаленно в торжественной церемонии принимали участие полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, глава Минтранса РФ Виталий Савельев и зампремьера Госсовета КНР Ху Чуньхуа.
Соглашение о международном автомобильном сообщении правительства России и КНР подписали еще 18 декабря 1992 года, а 26 июня 1995 года стороны заключили соглашение о совместном строительстве моста через Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ.
Новое соглашение о начале реализации проекта между правительствами двух стран подписали в сентябре 2015 года во время визита президента РФ Владимира Путина в Китай.
Беспроводной канал для трансляции церемонии открытия предоставила МТС.
Сколько будет стоить проезд по мосту и разрешат ли амурчанам ездить в Китай на своих автомобилях, пока неизвестно.
Фото, видео: АСН24