Незадолго до начала мероприятия в холле благовещенского политеха наблюдалась суета. Организаторы ждали гостей и телевизионщиков, у входа в колледж и возле актового зала парами стояли волонтеры, студенты раздевались и занимали места в актовом зале. Кто-то из преподавателей предупредил студентов: «Пока все не закончится, никто не уходит!».
После вступительного ролика и приветственных слов школьники ушли смотреть на игры КВН, брейн-ринг, мастер-классы по робототехнике, электронике, автомеханике и геодезии. На втором этаже в коридоре колледжа рассказывали про робототехнику. Вокруг трех сдвинутых деревянных парт расположился мастер-класс по робототехнике. На столах разместили работы студии молодежного инновационного творчества «Политех»: небольшие роботы-машинки, руки-захваты из Lego и модель квадрокоптера. Рядом стояла странная платформа на колесах. У импровизированного стенда два преподавателя из студии рассказывали подошедшим школьникам и журналистам про работы своих подопечных. Алексей Черепахин занимается Lego-робототехникой и электроникой, а Тимофей Пименов отвечает за 3D-печать и моделирование.
Пока журналисты расспрашивали преподавателей о студии и представленных устройствах, к стенду подошла рыжеволосая девушка в куртке. Она оказалась одной из учениц студии «Политеха». Юля Яковенко учится в первой гимназии и уже два с половиной года занимается в студии «Политех» программированием. Когда речь идет о такого рода занятии, в воображении рисуется другая картина. Это либо строчащий код бородатый и нелюдимый сисадмин, живущий на кофеине, либо модные хипстеры с макбуками. Однако Юля этот стереотип ломает — в свои 16 лет она изучает два языка программирования, занимает призовые места в олимпиадах и постигает основы профессии вместе с одаренными детьми со всей страны. Пойти в студию «Политеха» Юле предложила ее мама. Программирование ей понравилось, и она стала изучать языки Python и Java.
— На Python проще работать, а Java для меня посложнее, — говорит девушка.
— Python предназначен для того, чтобы быстро сделать что-то несложное, графики построить и так далее, а Java — для сайтов и мобильных приложений, — добавляет ее преподаватель.
Пока девушка пытается подключиться к wi-fi колледжа, ее преподаватель в отсутствии людей у стенда играет в Warcraft 3 на ноутбуке. В конце концов Юле удалось подключиться к местной сети и запустить робота. Девушка демонстрирует, как он работает, показывая перед камерой знаки «пешеходный переход» и «проезд запрещен». Машина реагирует на знаки, пытаясь то повернуть, то сдать назад. Пока я смотрю на то, как этот робот видит наш мир, по экрану бегут строчки кода его программы.
— А он обучается?
— Нет, он без машинного обучения. Это довольно сложная вещь, нужно больше навыков.
В то время как девушка занимается роботом, два парня подошли к стенду и обратили внимание на лежащий квадрокоптер.
— А какую скорость он развивает?
— Пока никакой, мы его еще доделываем, — ответил Алексей. — Сами собираем его, но он еще не готов.
После этого преподаватели решили проверить работу квадрокоптера. Машина активно крутила лопастями, но самостоятельно в воздух не взлетела, пытаясь завалиться вбок в руках Тимофея.
Другой проект студии — странная платформа на колесах, которая оставалась без внимания. Ее ребята из студии «Политех» собрали для международного конкурса детских инженерных команд ICET. Команда из Благовещенска стала одним из победителей в финале соревнования, которое прошло в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге. Для конкурсного задания «Перестройка +» робот должен был уметь перевозить жидкости и работать встроенным манипулятором.
— Задача была найти в лабиринте три емкости: с водой, маслом и уксусом. Воду нужно было не трогать, масло закачать внутрь, а уксус погасить содой. С задачей он справился, но приходилось крепить манипуляторы на скотч и клей, в ход даже мои заколки пошли. Еле держалось, — рассказывает девушка.
Из 14 участников с этой задачей справились только две — команды из Благовещенска и из Москвы. Перевозку обратно робот не выдержал и остался как напоминание о недавно одержанной победе. На конструкции лежали дипломы победителей конкурса, врученных команде с оригинальным именем «Название потом придумаем». Каждому члену команды вручили призы — квадрокоптер и повербанк. Также при поступлении в вуз ребята смогут претендовать на президентскую стипендию, если разработают и защитят проект по своей специальности.
В феврале 2018 года Юля участвовала в олимпиаде от Национальной технологической инициативы. Как указано на официальном сайте, это «программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году». Там девушка участвовала в профиле «Автономные транспортные системы». Финальный этап олимпиады проходил в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Центр предоставляет возможность одаренным детям бесплатно обучаться по специальным образовательным программам. Каждый год центр посещают около 800 школьников в возрасте от 10 до 17 лет, но попасть туда довольно непросто.
После участия в олимпиаде НТИ Юля попала в «Сириус» еще раз — на образовательную программу «Классическое программирование и мобильная разработка». Ее проводили совместно с Центром развития ИТ-образования МФТИ и компанией Mail.Ru Group. Лекции ей понравились, но объемы и сложность материала были высоки.
— Они пытались в нас всю Java запихать и сверху Android накрыть, — признается девушка. — Преподаватель записывал лекции на видео, и я ночами смотрела, вглядывалась в код на экране, пыталась разобраться.
На этой программе Юлия с другими ребятами встретилась с разработчиками социальной сети «ВКонтакте». По ее словам, это встреча была вдохновляющей, в том числе из-за возраста разработчиков.
— Одному было 16 лет, второму — 17, а третьему… не помню точно, сколько, — вспоминала девушка.
Молодые ребята из Mail.ru рассказали о собственной работе и пригласили попробовать присоединиться к их команде.
В программе уделяли время не только непосредственно созданию программ, но и тому, как работать с продуктом. Юля показывает приложения, над которыми работали в «Сириусе», и делится историями их разработки. Одно из них — обучающие карточки, включающиеся при посещении мессенджеров или социальных сетей. Своего рода попытка воспользоваться чрезмерным использованием молодежью смартфонов для образовательных целей.
— Ребята на смене придумали приложение такое — заходишь во «ВКонтакте», например, а приложение тебе показывает карточки — английские слова и их перевод. Или что-то другое можно выбрать. Но они мне потом надоели, я их отключила, — рассказывает амурчанка.
Над другим мобильным приложением — FoodFix — Юля работала вместе с товарищами, которые обучались программированию с ней в «Сириусе». Основная идея его в том, чтобы устранить ожидание заказа в ресторане. На разделенном наискось черно-белом экране две надписи: «клиент» и «ресторатор». В приложении клиент может выбрать на карте место, где он хочет пообедать, подобрать в меню заказ и указать время прихода. После отправки заявки у владельца заведения отображаются поступившие заказы.
— Мы хотели сделать приложение проще, только одного заведения. Но ментор начал предлагать встроить карту Google, потом сделать два приложения, а затем и третье — для обработки всех заказов. Сильно задачу нам хотел усложнить. Потом пришел другой ментор и он разрешил все упростить, — рассказывает Юля.
Правда, полноценно FoodFix не работает, команда остановилась на упрощенной версии, отображающей функционал приложения.
Когда я спрашиваю молодую программистку о будущей учебе, она задумывается.
— Думаю, в Петербурге в ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, — прим. ред.) поступить. Или «Физтех» (Московский физико-технический институт), говорят, там очень круто, — делится девушка.
- Узнать больше о студии «Политех» можно на сайт http://politeh28.ru/. Сам «Политех» расположен по адресу: ул. Ленина, 55.