Геннадий Даниленко, руководитель территориального органа Росздравнадзора по Амурской области:
— В Зейской больнице мы проводили плановую проверку в марте 2018 года, практически по всем направлениям осуществления медицинской деятельности. По результатам проверки выдано предписание, составлено два протокола об административном правонарушении за осуществление безлицензионной деятельности и деятельности, осуществляемой с нарушением лицензионных требований и условий. Были выявлены нарушения порядков оказания медицинской помощи — прежде всего в части оснащения медицинским оборудованием кабинетов и отделений и организации оказания медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапах, при проведении медицинских осмотров и медицинских экспертиз, диспансеризации больных. Есть вопросы к эффективности организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Большой работы и финансовых затрат потребует организация и оснащение первичного сосудистого отделения для организации медицинской помощи больным ОНМК и острым коронарным синдромом, т.к. сейчас эта помощь оказывается в терапевтическом отделении с функцией первичного сосудистого отделения. Срок выполнения предписания — один год. Зейский район — одна из наиболее сложных территорий в части организации медицинской помощи в связи с низкой транспортной доступностью и удаленностью населенных пунктов от центра, поэтому коллективу больницы под руководством нового главного врача необходимо приложить максимум усилий для устранения нарушений, выявленных в ходе нашей проверки.
Наталья Кравчук, глава регионального исполкома ОНФ в Амурской области:
— Наше требование — чтобы деятельность Зейской больницы осуществлялась в соответствии с действующим законодательством. Те нарушения, которые мы выявили в этом учреждении, говорят не только о неэффективном руководстве на протяжении нескольких лет, но и, на мой взгляд, о вопиющей халатности, в результате которой страдали все направления деятельности — и диспансеризация населения, и лечебно-диагностический процесс. А также кадровая, организационная, хозяйственная работа. Понимаете, когда спрашиваешь сотрудника, что он делает в течение дня, а он может перечислить свои действия только за три часа рабочего времени, а не за восемь оплаченных — это же о многом говорит, в первую очередь об отсутствии порядка. При том, что больница исправно получала финансирование в полном объеме, кредиторская задолженность росла, а качество обслуживания падало! Недопустимая совершенно ситуация, которую сейчас однозначно надо выправлять.
Александр Платонов, председатель Правления Региональной общественной организации «Медицинская Палата Амурской области»:
— Медработникам — тем, кто в профессии не случайно оказался — свойственно постоянно совершенствовать свои знания, условия свой работы, улучшать качество помощи, которую они оказывают людям, в общем — все время стремиться к лучшему. И в Зейской больнице, слава Богу, такие профессионалы есть. Но, к сожалению, есть и те, кто не хочет ничего менять. В больнице масса проблем, это же очевидно! И что реформировать нужно всю структуру учреждения, внедрять инновации, укреплять врачебный персонал — тоже очевидно. Жаль, что некоторые сотрудники не желают эту очевидность признавать и устраивают конфликты там, где по логике вещей должна быть солидарность. Сегодня новым руководителем больницы задан конструктивный вектор развития, который позволит повысить качество и доступность медицинской помощи. Чем скорее это поймут противники преобразований, тем быстрее больница выйдет на традиционно высокие рубежи в медицинском обслуживании населения.
Игорь Никишов, главный специалист по скорой медицинской помощи Амурской области:
— Буквально на днях был в Зее, подробно знакомился с работой отделения скорой помощи. Отделение обеспечено кадрами примерно на 75 %, что в общем-то неплохо. Хорошо оснащено материально и технически. Три бригады в городе Зея и одна — в селе Овсянка. Две врачебные, две фельдшерские. Вопросы диспетчеризации и информатизации там решаются. Среднесуточная нагрузка в пределах 10 вызовов. Для сравнения: в Благовещенске — 16-17, в Белогорске — 12-14, по области, где в основном малочисленные населенные пункты — 7,8-8,3 вызова за сутки. То есть в Зее интенсивность не выше, чем по области. На одного благовещенского диспетчера СП приходится в среднем 150 вызовов, на зейского — 15. И что меня особенно удивило — это просторы, на которых размещена служба СП. Не площади, а именно просторы. За эксплуатацию которых, как я полагаю, больница переплачивает солидные суммы. Двухэтажное кирпичное здание не меньше 500 квадратов. Диспетчерская, несколько комнат отдыха для персонала — отдельно для врачей, отдельно для фельдшеров, отдельно для водителей. Там в каждой — диван, письменный стол, кресло, телевизор. И отдельно комнаты для приема пищи — 3 или четыре для трех бригад. Это чересчур, на мой взгляд. Безусловно, высказанная главным врачом мысль о необходимости в это здание перевести одно из подразделений больницы, например, администрацию учреждения — абсолютно здравая мысль. Аргументы насчет того, что здание скорой помощи строилось именно под скорую помощь, не выдерживают критики. Что из того? Строили больницу давно, с тех пор изменились и численность населения, и стандарты оказания медицинской помощи, и требования к размещению медицинских служб. Так что, безусловно, нужно сегодня пересмотреть и переоценить все имеющиеся в больнице ресурсы, чтобы использовать их более рационально, а всю работу сделать более эффективной.
Наталья Маскаева, председатель Амурского регионального отделения Всероссийского общества родителей детей-инвалидов (ВОРДИ):
— В Зейском районе родителям детей-инвалидов никогда не удавалось наладить нормальное взаимодействие с местной больницей. У них просто руки опускались, они перестали вообще обращаться в больницу, поскольку всякий раз натыкались на равнодушие и бездействие со стороны руководства. Родителям со своими детками, имеющими серьезные заболевания, приходилось каждый раз ездить за помощью и на обследование в Благовещенск, а такая возможность есть не у всех. Но сейчас я вижу, что ситуация резко меняется в лучшую сторону. 27 июня состоялась встреча наших активистов с главным врачом Игорем Хомитовым. Он с участием выслушал нас, состоялся в сущности первый конструктивный диалог. Изложили ему наши беды, наши пожелания. Обсудили вместе вопросы профилактики детской инвалидизации, взаимодействия с органами медико-социальной экспертизы, реабилитации детей-инвалидов, возможности ранней диагностики, повышения квалификации детских врачей. И мы нашли общий язык! В лице главного врача Зейской больницы мы впервые видим союзника, а это очень много значит! Понимание — это всегда путь к решению любых проблем. Так что теперь мы настроены на эффективную совместную работу.
Василий Шпинев, заведующий терапевтическим отделением ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова»:
— Я устроился на работу в Зейскую больницу в 1996 году. С 2006 года я заведующий терапевтическим отделением на 60 коек. Когда я только пришел сюда, здесь было сложно устроиться! Было очень престижно здесь работать и трудно получить место врача. Но потом пошли какие-то проблемы. Последние года три у нас копится огромная «кредиторка», из-за чего стало невозможно закупать лекарства и оборудование для лечения пациентов. Сейчас пришел новый главный врач, и я, как и многие мои коллеги, надеюсь на то, что больница наша наконец начнет работать как прежде — на достойном уровне, когда дефицитными были не врачи, а свободные врачебные ставки… Кстати, очень радует, что мы не остались наедине с нашими проблемами! К нам приезжали эксперты из Амурской областной клинической больницы, оказали нам существенную поддержку — и профессиональную, и организационную. Да и моральную, если хотите — ведь было очень важно знать мнение лучших врачей области о наших методах работы, услышать критические замечания, наладить еще один канал взаимодействия с базовыми учреждениями здравоохранения области. Безусловно, очень хочется уже нормально работать, без скандалов, без склок, без революций. Думаю, если мы объединимся вокруг решения наших общих проблем, а не частных интересов, то успеха добьемся обязательно.
Андрей Алексиков, член комитета Законодательного Собрания по вопросам социальной политики, член ЛДПР:
— Много лет я работал врачом-урологом хирургического отделения ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова». Раньше она была одной из лучших в области, и по медицинским показателям в том числе. Слаженный, отличный коллектив был. Но в 2007-08 годах из-за просчетов руководства начались проблемы. Больница еще держалась какое-то время, но процесс распада был запущен. Стали уходить хирурги, терапевты… Это привело к тому, что план не выполнялся, показатели здоровья населения упали. Зато вспомогательный штат расширялся. Два инженера по гражданской обороне — это же невероятно. Зачем? Два секретаря, шесть экономистов, строители, электрики, механики… Вот смотрите, возьму в пример Зейскую ГЭС. В госкорпорациях умеют считать деньги, верно? Так вот, раньше, в советское время, на гидроэлектростанции была своя инфраструктура, свои мастерские, свое ЖКХ, автопарк, школы… Но в итоге они отказались от всех подразделений, которые было трудно обеспечить полной нагрузкой. И сейчас там только энергетики и специалисты, занятые в сопутствующих службах. Требуется провести какие-то работы — заключают договор с соответствующим предприятием. Видимо, больнице тоже имеет смысл пересмотреть свою кадровую политику и вывести за штат работников, к услугам которых учреждение прибегает лишь периодически. И знаете, ведь они не останутся без работы, если все грамотно организовать. Но понятно, что делать это необходимо на уровне администрации города и района. В больнице же сформировался такой замкнутый круг. Есть врачи высшей категории, есть нормальное оборудование, но нет расходников и лекарств — и поэтому больных отправляют в Благовещенск. А значит, именно Благовещенск, а не Зея, получит за пролеченных пациентов средства из фонда ОМС. Вот так Зейская больница и теряет возможность заработать деньги. Этот замкнутый круг пора наконец разорвать и двигаться дальше. Думаю, так и будет.
- О проблемах в Зейской больнице впервые заговорили в июне текущего года, когда активисты ОНФ обнаружили в учреждении серьезные нарушения в финансовой деятельности.
- В середине июня стало известно о том, что учреждение может ждать сокращение работников, не относящихся к медицинскому персоналу.
- 20 июня в больницу был назначен новый главный врач — бывший руководитель Константиновской больницы Игорь Хомитов.