Сегодня, 16 марта, стало известно о скором закрытии приюта «Покров» в селе Садовом в Благовещенске. Приют для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сам оказался в беде. Его работу приостанавливают на 30 суток из-за нарушения правил пожарной безопасности. О том, почему, скорее всего, «Покров» больше не откроется и куда денутся бездомные амурчане, узнала АСН24.
«Там хорошо, а здесь мне некуда»
Когда корреспондент АСН24 добрался до приюта «Покров», судебные приставы уже уезжали. В деревянном здании на Юбилейной, 15 остались только глава приюта Виталий Михайлов, его постояльцы и трое сотрудников соцзащиты. Как оказалось, приостановить работу приюта, а именно опечатать здание по решению суда, должны были уже сегодня, но не стали. Поскольку в один момент выселить в никуда 20 человек нельзя, приставы дали отсрочку — приют закроют в 10:00 17 марта.
Сотрудники соцзащиты в приюте предлагали подписать постояльцам бумаги о переводе в другие места пребывания. Они отказались представляться и говорить о подробностях своего визита, посоветовав обратиться в пресс-службу минсоцзащиты Приамурья.
В одной из жилых комнат приюта корреспондент АСН24 пообщался с одним из его постояльцев — Павлом. Мужчина, собирая вещи в сумку, пояснил, что им предложили отправиться в пгт Ушумун. Сейчас там располагается филиал Мухинского психоневрологического интерната, а до конца 2012 года находился «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий». Амурчанин рассказал, что там уже был, и завтра утром вместе с другими согласившимися на переезд отправится в Магдагачинский район.
— Саныч, ты что, поехал? — окликнул Павла его сосед по комнате Юрий Васильевич.
— Поеду в Ушумун завтра утром! А что? Там хорошо. А здесь мне некуда. Буду там ждать [перераспределения] в интернат для инвалидов, — объяснил амурчанин.
— Ну удачи тебе, — пожелал сосед.
Сколько именно из 20 человек, проживающих в приюте, согласились отправиться на север области, пока неизвестно. Кто-то пребывал в шоке от визита приставов и представителей соцзащиты, другие уже деловито собирали свои пожитки.Дождусь брата
Другой житель приюта — 68-летний Юрий Васильевич — пока тоже не знает, стоит ли ему собираться в Магдагачинский район или нет. Мужчина рассказал, что намерен дождаться звонка от своего брата из Благовещенска, который помогает ему, чем может. Он объяснил, что брат платит за его содержание в приюте и навещает вместе с женой и дочкой.
— Посоветоваться надо с ним, в курс дела ввести — он переживать будет. Брат все же, мы остались с ним вдвоем: у нас никого нету, померли все, на 8-м и 17-м километре лежат родители. И сын у меня на 17-м тоже лежит — он мне хоть и не родной был, но какая разница? — говорит Юрий Васильевич.
Пожилой мужчина с выцветшими наколками на руках пояснил, что был в местах лишения свободы, а когда вышел, то подписал бумаги на развод с женой, собрал сумку вещей и ушел в никуда. Амурчанин говорит, что его много куда заносила судьба — он был и в приюте Александра Кайзера, и в Ушумуне. Пока Юрий Васильевич был помоложе и мог работать — он работал. Позже инсульт серьезно подорвал его здоровье — у амурчанина были проблемы с речью, а левую руку парализовало.
— Шарахнуло меня. Там были и такие, у кого по второму разу инсульт… ну их уже царство небесное… А я вот, видите, сам себя держал… не дал этой, с косой, себя забрать, с божьей помощью, — поведал Юрий Васильевич.
Амурчанин объяснил, что попал в приют «Покров», когда он только начинал свою работу. С главой приюта — Виталием Михайловым — мужчина знаком уже давно и отзывается о нем тепло.Небольшая коммуна
В центральной комнате приюта сотрудники соцзащиты продолжали общаться с постояльцами, пытаясь получить согласие на их перевод в Ушумун. Кто-то подписывал документы, другие грустно наблюдали за происходящим со стороны. Один из жителей приюта — мужчина с ампутированными ногами — пробирался к своему углу через заполненную людьми комнату.
Некоторые от таких перспектив были не в восторге, включая Наталью. Она рассказала, что пытается поддерживать порядок в приюте, следит за пожилыми постояльцами и содержит кота. Сама она также была шокирована новостью о закрытии приюта.
— Они их просто сейчас раскидают непонятно куда. Я их немного в коммуну сплотила. Я за это деньги не получаю, — говорит Наталья.
Женщина пояснила, что попадать в приют не собиралась — думала, что окажется в нем на пару недель, а затем осталась, чтобы ухаживать за жителями приюта. Амурчанка говорит, что защищает их, а некоторые из «Покрова» ей стали как родные. Пока Наталья рассказывала об этом, на ее глазах выступили слезы, а Юрий Васильевич пытался утешить женщину.
— Я никогда не забуду вас, Наталья Владимировна. Ни тебя, ни Сережу я не забуду — даже в Ушумуне я буду всегда о вас помнить, — держа за руки женщину, сказал Юрий Васильевич.Без особой надежды
Сам глава приюта Виталий во время визита соцработников пытался установить замок на входной двери — для исполнения судебного решения приют нужно закрыть и опечатать. В это время некоторые жители приюта вышли на улицу — проветриться и подумать о том, как быть дальше. Купленный замок не закрывался — Виталий решил съездить за болгаркой и подогнать запорную пластину.
Другой проблемой Михайлов назвал нехватку финансирования приюта — содержание здания, питание, зарплаты персоналу и так далее. К примеру, для функционирования приюта нужен охранник, бухгалтер, опытный соцработник-«воспитатель» и повар. Благовещенец добавил, что желающих работать в сложной обстановке приюта для бездомных за небольшую зарплату практически нет.
Решить этот вопрос будет невозможно. Сейчас предписание о приостановке на 30 дней, потом будет предписание о закрытии приюта. Все.
Часть расходов на содержание приюта помогало покрывать минсоцзащиты Амурской области. Но другие траты ему приходилось покрывать из собственного кармана.
Виталий Михайлов добавил, что обратится к администрации Благовещенска, в минсоцзащиты и в другие инстанции за помощью в сложившейся ситуации. Тем не менее, он признался, что решить проблему вряд ли удастся.
— Решить этот вопрос будет невозможно. Сейчас предписание о приостановке на 30 дней, потом будет предписание о закрытии приюта. Все. Я в свою очередь сейчас отпишусь всеми письмами и заключениями к органам власти и соответствующим инстанциями о том, что у нас такая проблема возникла. Что просим оказать содействие по предоставлению иного здания, пригодного для проживания постояльцев, — сказал Михайлов.
Фото: АСН24