1. Вы сказали, что низкие заработные платы являются одной из причин отъезда, оттока населения. Я посмотрела Росстат по вашему региону, в принципе цифры бьются с федеральными: у нас средняя по России сейчас 42 500, у вас в регионе выше 43-х, немного выше. Но для вас… Для вашего региона это нездорово, прямо скажем?
Василий Орлов: Эта логика не работает. Вы должны понять, что другие условия жизни, другой уровень цен. Если Камчатку сравнивать по уровню зарплат, то на Камчатке еще выше зарплата — но там это совсем другие деньги… Все продукты привозные. У нас, более того, недавно был госсовет по строительству (я участвовал в рамках работы этого госсовета в рамках рабочей группы по переселению из аварийного жилья). У нас это очень острая проблема, 216 тысяч нам еще надо будет переселить. И вот мы одну из проблем, которую подняли (очень рад, что нас услышали коллеги из Министерства строительства): они нам доводят стоимость квадратного метра от средней цифры по статистике — это 46 тысяч рублей за квадратный метр. Но мы на севере не можем построить дома за эти деньги. В южных частях Амурской области мы построить жилье можем, переселяем успешно, значительное количество людей уже переселили. А все северные территории переселить не можем, потому что там значительно выше стоимость — порядка 60 тысяч рублей за квадратный метр. Как следствие, эти территории становятся брошенными. Люди многие оттуда не хотят уезжать, потому что там рабочие места, там семьи и так далее. Поэтому нас услышали и, я надеюсь, для Амурской области будет сделана дифференциация с учетом этих северных коэффициентов.
2. У нас 800 метров всего граница, добираться туда минут 10-15 всего. Но билет самый дорогой, наверное, в мире, 2 150 получается рублей за 800 метров, и это уже много лет. Хотелось бы узнать, когда наконец-то для туристов снизят цену? Ведь сейчас Владимир Путин сделал 25 килограммов личных вещей, а билет остался тот же.
Василий Орлов: Два проекта, которые решат эту проблему в ближайшем будущем. В конце 2019 года будет достроен мост Каникургана (вы знаете, что он строится, мы регулярно эту тему «подсвечиваем»). Запуск его… (что такое запуск? — это приведение в соответствие с техническим регламентом работы) — мы видим, это где-то апрель-май 2020 года. Мост начнет работать, значительная часть проблем решится. Пока у нас есть отставание по пункту пропуска, честно скажу, это, к сожалению, не наши полномочия, а полномочия Росгранстроя, но мы этой темой активно занимаемся. Надеемся, что выполним поставленную президентом задачу синхронизировать ввод в эксплуатацию моста одновременно с пунктом пропуска, потому что предполагается сегодня только грузовое направление на первом этапе. Мы хотим ускорить, чтобы в том числе и пассажирское направление заработало с самого начала.
Второй проект — строительство канатной дороги. Мы сегодня актуализировали проектную документацию, которая делалась последние 3 года. Честно скажу, там с нуля все нужно делать. Инвестор, которого мы подобрали, — это очень сильный инвестор, группа компаний «Регион». Мы этот проект показали уже президенту Владимиру Путину и господину Си Цзиньпину на Восточном экономическом форуме. Я специально об этом говорю, чтобы вы понимали, что проект глубоко проработан. Мы рассчитываем, что в этом году начнется стройка, в марте месяце. В середине марта у них завершается международный конкурс на проектирование. Я думаю, что к 2021 году канатная дорога должна «поехать». Если этот проект сбудется, это будет единственный, уникальный проект в мире. Я очень рассчитываю, что он сбудется, это будет единственная, еще раз подчеркиваю, уникальная трансграничная канатная дорога. Тогда действительно можно будет за 1 минуту, за 2 минуты переезжать с одного берега реки на другой. Стоимость билета, естественно, будет ниже, чем 2 тысячи рублей, про которые вы сказали.
3. У вас 3 гидроэлектростанции, 2 теплоэлектростанции в регионе, если я ошибаюсь, тепловая электростанция одна. При этом у вас электроэнергия стоит дороже, чем в Забайкалье, где, в общем, такой избыточности энергоресурсов не наблюдается. Почему?
Василий Орлов: Что касается нашего тарифа, то здесь это, наверное, вопрос не ко мне, а к Федеральной службе по тарифам. У нас действительно 3 гидроэлектростанции и несколько тепловых станций. Управляет всеми этими станциями компания «РусГидро», с которой у нас очень хорошие, партнерские взаимоотношения. Это один из крупнейших налогоплательщиков, кстати говоря. Часть электроэнергии примерно из 12 миллиардов киловатт-часов, которые мы производим, продается в Китай, за рубеж. Примерно половина остается у нас в пользовании, причем, самым крупным потребителем являются «Российские железные дороги». Примерно 3,5 миллиарда киловатт-часов — это то, что мы продаем в другие территории Дальнего Востока, в первую очередь в восточном направлении.
Поэтому да, постоянно звучит вопрос о том, что необходимо субсидировать стоимость тарифа. Я согласен с этим, потому что низкая стоимость тарифа и в том числе низкие платежи по лизинговым кредитам — это существенное условие, для того чтобы развивать бизнес на территории Дальнего Востока и Амурской области в частности и решать главную задачу, которую поставил президент — создание рабочих мест и, как следствие, сохранение населения у нас на территории.
4. Как вы попали в губернаторы?
Василий Орлов: Я в губернаторы попал не могу сказать, что случайно, достаточно планово было все. Я с 30 лет занимаю различные руководящие посты в органах власти, руководил крупными предприятиями в регионе, сам в четвертом поколении амурчанин, состоял в кадровом резерве президента, чтобы не соврать, года с 2014, проходил соответствующее обучение, несколько высших образований по профилю, в том числе государственное и муниципальное управление, МГИМО я заканчивал…. Поэтому так вот… Принято решение президентом, я его не могу комментировать. Так получилось.
5. Ханты-Мансийский округ: «Сколько гектаров отдал в аренду КНР?» Вопрос из Чувашии: «Что делаете против оккупации китайцев?» Ростовская область: «Сколько земли раздали и сколько китайских гастарбайтеров привлекли в свою область?» В общем, китайская угроза, экспансия.
Василий Орлов: Значит, уважаемые друзья. Мы ни одного гектара земли китайцам не отдали. Меньше верьте средствам массовой информации, они далеко не всегда говорят правду за исключением, пожалуй, ОТР, это первое.
Второе: мы очень выборочно даем квоту на иностранную рабочую силу. Если взять на тысячу жителей Амурской области, россиян, то у нас иностранцев работает гораздо меньше, чем в каком-нибудь Краснодарском крае или в других субъектах. Есть сектора, в которые мы китайцев и вообще иностранцев, — не то что китайцев, это некрасиво говорить, иностранную рабочую силу — не пускаем. Например, сельское хозяйство. Официально у нас нет иностранных рабочих в сельском хозяйстве. В золотодобычу тоже, мы в этом году тоже обновили квоту.
Почему? Потому что факты показывают, что и в том, и в другом случае варварски относятся к нашей земле… Это, в первую очередь, экологический вопрос. Поэтому мы решили вообще их не допускать ни в первом случае, ни во втором. Если действительно появляются такие иностранные рабочие в сельском хозяйстве, то это нелегалы, это, собственно, поле ведения уже миграционной службы, УВД и так далее. У нас это принципиальная позиция. Поэтому для крупных инвесторов, инвесторов серьезных, которые приходят, платят налоги полноценно, выполняют требования российского законодательства, для таких инвесторов наша область открыта, но никак не для других.