За последние пять лет инвестиции в Благовещенск упали в 1,9 раза — с 24,2 до 12 миллиардов рублей в год. В городе нужно формировать новую среду и инструментарий для инвестиционного и экономического роста, считает эксперт Дальневосточного научного Центра местного самоуправления Владимир Юсупов.
Ученый рассказал АСН24, как можно попробовать изменить ситуацию к лучшему с помощью такого инструмента, как «Свободный порт Владивосток».
— Владимир Рашитович, что такое «Свободный порт Владивосток» (СПВ) и какое отношение он имеет к Благовещенску?
— «Свободный порт Владивосток» (СПВ) — это особая зона на территории Дальневосточного федерального округа, стимулирующая экономическую активность за счет предоставления налоговых льгот и режимов управления.
Первоначально этот механизм применялся к Владивостоку. Затем он был расширен на территорию других регионов Дальнего Востока и сейчас действует на территории пяти субъектов и 22 муниципальных образований ДВ. Поэтому стоит говорить о СПВ не как о географической привязке, а как о термине, правовой конструкции, которую можно применить к Благовещенску.
— Какие преимущества дает СПВ резидентам и местным властям? Что СВП может дать конечным потребителям — простым жителям региона?
— СПВ предоставляет льготы резидентам по следующим налогам:
Возмещение экспортного НДС в СПВ длится 10 дней вместо 90. Также не стоит забывать таможенный режим «одного окна», свободную таможенную зону, упрощенное получение визы.
Местные власти в перспективе получают рост экономики региона, развитие смежных производств, общее увеличение налоговой базы, рост занятости, диверсификацию экономики, развитие экспортных связей.
Можно ожидать, что за счет роста экономики, также повысится и благосостояние населения.
— Расскажите, чем СПВ отличается от ТОР, а также от китайской бондовой зоны, которую собираются вводить в связи со строительством моста Благовещенск – Хэйхэ? Почему бы не сделать в Благовещенске ТОР, а не СПВ?
— И СПВ, и ТОР — это российские инструменты экономического стимулирования. Но ТОР призваны развивать экономику на определенной территории, ограниченной, как правило, весьма узкими пространствами, и «заточены» под определенное количество заранее запланированных новых производств.
СПВ распространяется на значительно более широкие территории и позволяет охватить более широкий круг уже существующих производств. Этим снимается противоречие между льготами для новых производств и существующими предприятиями, которые хотят придать новый толчок своему развитию.
Если в Благовещенске создать ТОР, то это может привести к искусственному выделению площадок под интенсивное развитие. Но тогда большая часть существующих производств будет выключена из стимулирования.
Сумма инвестиций для пропуска в статус «Резидента» СПВ
— не менее 5 миллионов рублей, а в ТОР — 500 тысяч рублей
— не менее 5 миллионов рублей, а в ТОР — 500 тысяч рублей
Вместе с тем существует количественное различие. Сумма инвестиций для пропуска в статус «Резидента» СПВ — это не менее 5 миллионов рублей, а в ТОР — 500 тысяч рублей.
Про бондовую зону сказать не берусь — это китайский инструмент, действующий на их территории. В любом случае, если применять их опыт, сначала надо создать законодательную базу.
— Где сейчас на Дальнем Востоке действует режим СПВ? Что хорошего он дал этим регионам — есть конкретные примеры?
— Помимо непосредственно порта Владивостока режим СПВ действует на территории других субъектов — Певек (Чукотка), Петропавловск Камчатский, Корсаков (Сахалин), Ванино (Хабаровский край). На территории Приморского края режим СПВ действует на территории 16 муниципальных образований. Видна логика Минвостокразвития последовательного расширения системы льгот и охвата территорий в ДВФО.
Необходимо отметить более высокую интенсивность проявления предпринимательской активности именно на территории СПВ. Так на весну 2017 года, несмотря на более позднее развитие СПВ по сравнению с ТОР, число резидентов в СПВ составило 136, а в ТОР — 117. Хотя объем заявленных инвестиций в ТОР выше за счет более мощной величины самих участников, наподобие Газпрома. Отметим, что СПВ дал всплеск развития предприятий среднего бизнеса, на которых традиционно держится региональная экономика.
На весну 2017 года, несмотря на более позднее развитие СПВ
по сравнению с ТОР, число резидентов в СПВ составило 136,
а в ТОР — 117
по сравнению с ТОР, число резидентов в СПВ составило 136,
а в ТОР — 117
Зона «Свободного порта Владивосток» дала регионам повышенную активность в инвестиционном развитии с использованием механизма СПВ по сравнению с механизмами ТОР. Это есть первейший и фактический результат.
Как сообщил гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов, за два года в рамках СПВ полностью реализованы 10 проектов. Сумма вложений в них составила более 10 миллиардов рублей. Создано более 1,5 тысяч рабочих мест. До конца года ожидается, что будут завершены еще 25-30 инвестпроектов.
— Были ли проблемы со введением СПВ?
— Проблем как таковых нет, но есть три нюанса, которые следует учитывать при обсуждении статуса СПВ.
Во-первых, процедура инициирования и утверждения зоны прописана федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и актами «Корпорации по развитию Дальнего Востока». Фактически от подачи заявки на наделение территории статусом СПВ до ее утверждения Правительством РФ проходит около полугода. Так что ждать мгновенного результата не стоит.
Во-вторых, процедура опирается на существующие документы территориального развития городов и территорий — таких, как генплан. В них закреплено целевое развитие каждой из территорий. Так, для примера, в комплексе «Миля» Благовещенска целевое развитие — туристическая индустрия, а не промышленные или сервисные производства. Проще говоря, если у «Мили» туристическая специализация, то шиномонтаж или производство болтов или гаек там делать нельзя.
В промзонах Благовещенска развитие современной индустрии
не потребует никаких дополнительных согласований
не потребует никаких дополнительных согласований
Но в промышленных зонах Благовещенска развитие современной индустрии, в свою очередь, не потребует никаких дополнительных территориальных согласований.
В-третьих, даже при успешном старте территории СПВ в его резиденты смогут попасть не все. Существует процедура отбора, которую проводят местные власти и «Корпорация по развитию Дальнего Востока». Эксперты одобряют реальные проекты и отсекают неадекватные. Соглашения о присвоении статуса резидентов СПВ заключаются лишь с прошедшими этот отбор.
— Будет ли интересен СПВ в Амурской области китайским инвесторам? Кого в первую очередь заинтересует новый режим?
— Опыт работы СПВ в таких крупных муниципальных образованиях как Приморский край показал, что рассчитывать стоит не на активизацию приходящих инвесторов, а на местных, особенно, из среднего бизнеса. Это могут быть производства местных строительных материалов и конструкций, станций сервисного обслуживания, товаров повседневного спроса, торговые комплексы.
Предпринимательство в городе живет и продолжает развиваться. По данным Амурстата, с 2015 по 2016 года число коммерческих организаций, осуществляющих инвестиции (и тем самым попадающим под критерии СПВ) выросло в 1,7 раза, со 147 до 250 за год.
В данном режиме заинтересован, прежде всего,
собственный бизнес Благовещенска, который является
основой социально-экономической жизни города
собственный бизнес Благовещенска, который является
основой социально-экономической жизни города
Китайские структуры работают на чужой территории и заинтересованы в прагматичном извлечении прибыли. Поэтому, очевидно, не стоит ждать с их стороны интереса по комплексному развитию, в том числе и Благовещенска. Китайский инвестор, как и любой другой, идет туда, где есть растущая экономическая активность и эффективность экономики.
Обращаю внимание еще раз, что в данном режиме заинтересован, прежде всего, собственный бизнес Благовещенска. Тот самый средний бизнес, который является основой социально-экономической жизни города.
— Если предприниматели хотят СПВ, почему в Благовещенске его до сих пор нет? Кто принимает решение о создании зоны?
— Разговоры о развитии СПВ в Благовещенске идут с конца 2016 года, но пока ощутимых продвижений нет. Печально, что нет широкого обсуждения перспектив применения таких инструментов — это происходит только в кулуарах Минэкономразвития.
Существует процедура подготовки и принятия решения о формировании новых режимов развития ДВФО, в том числе и СПВ:
На мой взгляд, нужна политическая и экономически
просчитанная воля и четко обозначенная позиция
предпринимательского сообщества города
просчитанная воля и четко обозначенная позиция
предпринимательского сообщества города
1) Инициатором выступает муниципалитет. Он формирует «критическую массу» инвестиционных проектов по территории. Такой потенциал, безусловно, есть. С ним надо работать.
2) Администрация субъекта (Амурской области) в лице регионального минэкономразвития формирует комплект заявки на рассмотрение СПВ.
3) Происходит рассмотрение заявки в «Корпорации развития Дальнего Востока» и Минвостокразвития. Далее документы направляются в правительство РФ.
Процедура понятная и реализуемая, о чем свидетельствует широкая практика в ДВФО. На мой взгляд, нужна политическая и экономически просчитанная воля. Кроме того, нужна четко обозначенная позиция предпринимательского сообщества города — «ЗА» оно, или «ПРОТИВ».
— Могут ли амурские предприниматели как-то повлиять на то, введут СПВ или нет?
— Прежде всего, необходимо расширить информированность амурских бизнесменов о новых механизмах льготирования СПВ. Я был просто шокирован, когда заслуженные предприниматели не могли высказать суть преимуществ СПВ и даже не представляли их возможности применительно к своему бизнесу в Благовещенске.
Я был просто шокирован, когда заслуженные предприниматели
не могли высказать суть преимуществ СПВ
не могли высказать суть преимуществ СПВ
На мой взгляд, сейчас отсутствуют площадки, где обсуждались бы предложения по данному поводу и «структуры, содействующие развитию предпринимательства» продвигали бы данные идеи. Кто-то должен взять на себя инициативу по инвестиционному развитию и данному проекту. Возможно, начать обсуждение и на площадке АСН24, постепенно делая его более профессиональным и предметным.