В суде
Как ранее сообщалось другими свидетелями, вечер компании, в которой находились четверо молодых людей и две девушки, начался в ночном клубе, расположенном через дорогу от места ноябрьской трагедии. После полуночи компания распалась — девушки поехали домой, Матвей Бегеза, Дмитрий Пономаренко и двое их друзей (один из которых — владелец оружейного арсенала, находившегося в автомобиле) направились в соседний клуб. При этом Пономаренко пошел пешком, а его товарищи доехали на машине.
— У ломбарда стоял Мараев (убитый позже мужчина — прим.ред.) со своими друзьями. Как я понял, речь шла о нас, причем в грубой форме: «Вот эти малолетки охерели, и так далее». Мараев говорит: «Слышь ты, друга своего давай успокаивай». Я говорю, что не хочу ругаться: он мой друг, и ты не посторонний мне человек (Пономаренко и Мараев были давно знакомы, — прим. ред.). Смысл этого всего? Он нам: «Что затроили? Пошли на улицу выйдем». Приподнял рубашку, и нам стала видна рукоять пистолета (наличие у Мараева какого-либо оружия свидетелями в суде пока опровергается — прим. ред.). Какого именно не могу сказать, потому что это все происходило быстро. По-любому люди, которые стояли там, все видели, — начал рассказывать свидетель Дмитрий Пономаренко.
По словам фигуранта дела, события развивались стремительно. Матвей Бегеза с их общим другом направился к автомобилю, на котором они приехали к клубу. После разговора с Мараевым Пономаренко готов был следовать за друзьями, но, как он вспоминает, Максим его вновь остановил.
— Буквально через две-три секунды из машины вышел Бегеза с оружием и направил дуло в область ног Мараева. Было произведено 3-4 выстрела, — продолжил Пономаренко. — Я посадил Бегеза в машину, сел за руль, потому что он был без прав, и мы поехали к нему домой. Он переоделся, мы вызвали такси. Бегеза взял с собой оружие, и мы поехали к дому его родителей. Ружья он убрал в кандейку.
Свидетель вспоминает: когда компания отъезжала от бара, то все были убеждены, что выстрелы производились из оружия, заряженного резиновыми пулями, так как накануне именно из него Бегеза стрелял на стрельбище.
— Когда стреляли в Мараева, крови не было. Лично я ее не видел. Максимум, что могло причинить — физическую боль, так как патроны резиновые, — объяснил решение покинуть место расстрела, а не оказать помощь, свидетель Пономаренко. — Мы разговаривали, что пойдет в милицию. Потому что какая-никакая, но даже если резиновыми патронами … как бы не знаю… Не было такого, чтобы он скрывался…
В ходе допроса свидетель сообщил, что в автомобиле на самом деле было три единицы оружия. Два «ствола» он за несколько часов до инцидента принес из квартиры Бегеза, один лежал в багажнике с 10 ноября, когда компания ездила на стрельбище.
Оружие в машине
Предысторию появления оружия в автомобиле, который использовали в ту ночь друзья, рассматривали ранее в ходе судебного заседания. Вкратце: владелец оружия, почувствовав себя плохо, попросил Пономаренко отвезти его домой, предварительно заехав в квартиру Бегеза, в которой находилось его оружие.— Я поднялся в дом, взял два ружья, поскольку одно находилось в машине. 10 ноября ездили на стрельбы, и оно осталось, — пояснил суду Пономаренко. — На стрельбище стрелял из этого ружья (из которого были произведены выстрелы в Мараева, — прим. ред.) резиновыми патронами, так как Бегеза хотел посмотреть их дальность и прочее. В других ружьях могли бы быть и другие патроны, я не помню.
Молодой человек сделал акцент, что когда оружие забирал, рожки были вставлены. Положил он их в салон или багажник — не помнит.
— Вы возили в салоне три ружья с пристегнутыми магазинами? То есть готовыми к стрельбе? — уточнил судья.
— Почему? Там же есть предохранители, — пояснил Пономаренко.
Напомним, за небрежное хранение оружия его владельцу, проспавшему конфликт у бара, было назначено наказание в виде полугода исправительных работ с удержанием из заработной платы.
Показания Пономаренко в ноябре
В показаниях, данных в ноябре 2016 года, то есть сразу после убийства, Пономаренко сообщал, что повез друга домой, а по пути заехали домой к Бегеза за оружием.
— Когда вошли в квартиру, то под диваном достали три ружья, которые находились в чехлах и полностью закрыты на застежку. При этом, чтобы к оружию был доступ, их нужно было расстегнуть. Мы этого не делали. Вместе с ним (имеется в виду владелец оружия — прим. ред.) вынесли на улицу из дома. Он взял два, а я одно. Так как одному было нести неудобно и тяжело. Открыли багажник автомобиля и положили туда три ружья, — зачитала показания гособвинитель.
Домой товарищ с ружьями не доехал, так как Пономаренко по просьбе девушек из их компании был вынужден вернуться к клубу.
Показания Пономаренко в мае
Еще одни показания свидетель Пономаренко давал в мае. Как он пояснил — потому что вспомнил некоторые уточнения.
— Заехали в квартиру к Бегеза, чтобы забрать два оружия марки «Сайга», чтобы отвезти с находящимся в машине третьим ружьем домой к матери (владельца оружия, — прим. ред.). Возле дома он (владелец оружия, — прим. ред.) начал искать ключи. Но ему стало плохо, его тошнило, и он попросил зайти в квартиру без него и забрать под диваном два ружья, — зачитала вторые свидетельские показания Пономаренко гособвинитель. — Под диваном я увидел два незачехленных ружья марки «Сайга», которые были с вставленными магазинами. Были ли там патроны, я не видел. Магазины не отсоединял, не проверял. Взял два ружья, в чехлы не паковал, так как их рядом не было. Выйдя на улицу, я положил в салон автомобиля.
Эти показания гособвинитель зачитал в суде после выступления Пономаренко, сделав акцент, что свидетельские показания расходятся.
Причина конфликта
До сих пор остается неясным повод, послуживший для ссоры между мужчинами. В ходе судебного заседания Пономаренко рассказал следующее:
«Поднялись на второй этаж. В кассе на втором этаже встали в очередь, покупали билеты человек шесть. Подошел Мараев, мы с ним знакомы около 10 лет, общались в Белогорье. Последний раз года три назад виделись. Затем я увидел, как возле касс Бегеза и Мараев каким-то образом столкнулись плечами, и после этого Мараев высказал претензию к Бегеза, чтобы он аккуратнее ходил. Словесная ссора. Попросил их успокоиться. Разошлись».
Он подчеркнул, что в ходе дачи предварительных показаний ошибся, сказав, что конфликт между Мараевым и Бегеза начался возле гардероба.
Эта версия событий расходится с изложенной Пономаренко в мае:
«Оставив куртки в салоне авто, мы пошли с Бегеза в клуб, **** остался в автомобиле, так как был пьян и спал. Больше не высказывал желания ехать домой, был не против поспать в автомобиле. На каком сиденье находился не помню. Куртки — на заднем пассажирском. В клубе поднимаясь на второй этаж, увидел Мараева, в шутливой форме боролись, так как давно не виделись, поддерживали хорошие отношения. Поговорили с Мараевым, разошлись. Купили билеты. Конфликтов между мной и Мараевым, а также Мараевым и Бегеза не возникало. Мы только лишь шутили. Мараев был в состоянии алкогольного опьянения, пытался продемонстрировать спортивные приемы из единоборств».
Не исключено, что два других ключевых свидетеля будут доставлены в суд принудительно. Как стало известно корреспонденту АСН24, оба фигуранта повестки о вызове в суд получают, но на судебные заседания не являются. Речь идет о двух мужчинах из компании Бегеза — владельце оружия (проспавшем кровавый конфликт) и еще об одном общем друге.
- Убийство произошло в ночь на 12 ноября 2016 года.
- Погибший 24-летний Максим Мараев служил в армии.
- Подозреваемый в убийстве сдался правоохранителям сам.