фото 1.jpg


Призрак пандемии коронавируса невыносимо больно ударил по малому бизнесу. Как-то враз, словно по мановению волшебной палочки, закрылись многочисленные кафешки, парикмахерские, цветочные магазины, автомойки, фитнес-центры, ателье и туристические фирмы. Главный месседж новой государственной политики на самоизоляцию граждан в одночасье поставил на грань физического исчезновения тот финансовый планктон, который своими налогами стабильно пополнял доходную часть бюджета.
А на новые тренды, связанные, к примеру, с организацией доставки продуктов и созданием виртуальных интернет-магазинов, удалось своевременно переориентироваться далеко не всем предпринимателям.

Государство нам поможет или выживет сильнейший?

Ещё 17 марта 2020 года Правительством РФ был утвержден «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым предусматривались меры поддержка малого и среднего предпринимательства.


Подразумевается, что отрасли, по которым основательно прошелся коронавирус,  могут получить шесть месяцев отсрочки выплат по всем налогам (за исключением НДС); на шесть месяцев отсрочку по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для микропредприятий; на шесть месяцев отсрочку по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства; дополнительные мер обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирование. Им также пообещали мораторий на шесть месяцев на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов с предприятий; отсрочку для малого и среднего бизнеса по уплате арендных платежей за федеральное имущество; расширение возможностей МСП для получения кредитов по льготной ставке не более 8,5%; мораторий на проведение контрольных закупок, плановых и внеплановых проверок.


Наверное, звучит впечатляюще, но, к сожалению, ни один из 10 пунктов предлагаемых мероприятий в виде налоговых и кредитных каникул, не способен возместить хотя бы и части реальных убытков, понесённых в результате вынужденного приостановления деятельности малых предприятий. Судите сами, налоги с отсрочкой, но платить все равно придется, а кредит банку рано или поздно будет необходимо вернуть.


Те полумеры, которые принимаются в пожарном порядке на областном уровне также нельзя отнести к разряду особо эффективных.


Давайте попытаемся представить, намного ли понизит убытки субъектов малого предпринимательства введение  беспроцентных кредитов для выплаты заработной платы? Да, согласен, это здорово, что появится возможность перехватить хоть немного денег, но эта мера способна ли вытащить устойчиво работавшее раннее предприятие из трясины?
Аналогичные вопросы возникают и к инициативе по снижению ставки налога на имущество для арендодателей с целью снижения арендной ставки для малого бизнеса.  Согласен, мера интересная и для многих будет существенной, но пока нет прозрачности и понимания практического воплощения этого механизма.


Не вселяет особого оптимизма и принятие решения о возобновлении работы лишь части предприятий, ориентированных исключительно на строительство, перевозки и аграрный сектор. Будут ли эти сферы способствовать эффективному и быстрому восстановлению всего мелкого и среднего бизнеса? А как быть с многочисленными турфирмами, фитнесс-центрами, частными садиками, кружками, кафе? Кто поможет им?
Создается впечатление, что государство лишь продекларировав на самом верху некие мифические меры поддержки, вместе с тем, фактически самоустранилось от какой-либо финансовой ответственности.
В итоге бизнес брошен на выживание. В этой запредельной ситуации, конечно же, выживут сильнейшие, а вот поступление налогов в казну, с учётом глобальных проблем образовавшихся в нефтяном секторе, резко сократится.

И вскоре настанет очередь уже бюджетников туже затягивать пояса…