ec29cd5bba3987a06adefb242538098d.jpg


История конфликта

Прошлым летом разгорелся нешуточный скандал, связанный с одной из местных золотодобывающих компаний. Понятное дело – золото во все времена было источником притяжения и повышенного внимания. Но вся изюминка этого затяжного и изнуряющего конфликта скрывалась не столько в масштабе личностей главных персонажей и их статусности. На кону оказалось даже гораздо большее, чем успешный и высокодоходный бизнес.
Объектом профессионально инспирированных атак, по мнению некоторых уважаемых и сведущих экспертов, оказался дорогостоящий (в определённых кругах бизнес-сообщества) актив - деловая репутация.
Именно ей, кровопролитными баталиями в информационном пространстве и был причинён непоправимый ущерб.
Если вы забыли, напомню: история эта своими корнями уходит в 2016 год.
Один из преуспевающих бизнесменов из Поднебесной Е Сыцин, вдохновленный современным трендом и перспективами международного сотрудничества, решил вложить деньги в совместное русско-китайское предприятие – ООО «Дальневосточная горнорудная компания БИТЭ».
Е Сыцином был получен 51% в уставном капитале компании, остальное разделили между собой ещё один китайский предприниматель Ли Пэнюй и благовещенский бизнесмен Сергей Завьялов, который стал генеральным директором компании.
Выбор в пользу Завьялова был сделан не случайно: серьезные китайские инвесторы тщательно собрали о нём всю возможную информацию. Их интересовали не только деловые качества Сергея Валерьевича, но и человеческие черты.
Отзывы о потенциальном партнёре оказались исключительно положительными: спокойный, ответственный, отзывчивый, и, самое главное, честный. Такое сочетание качеств в бизнесе – большая редкость. Поэтому инвестор не сомневался: стороны заключили соглашение. Партнёры инвестировали в общее дело большие деньги, счёт шёл на миллионы долларов.
Руководство нового предприятия выкупило 100% долей в ООО «Золото Керби», владеющей несколькими лицензиями на добычу жёлтого металла в Хабаровском крае. До этого момента отношения сторон были вполне доброжелательными, а потом закрутилась история в духе плохого детектива.
Яблоко раздора
Камнем преткновения, или яблоком раздора, на мой неискушенный взгляд, явилась разница менталитетов в организации и ведении бизнеса на российской территории.
Непонимание этой специфики и нежелание поиска компромиссных путей дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества вылилось позже в широкомасштабную, изматывающую, затяжную и дорогостоящую войну. Абсолютно бессмысленную войну, которая не имела своей логической последовательности. Судите сами, в неравной борьбе за тотальный контроль над предприятием бывшие партнёры погрязли в судебных процессах. Более тридцати судебных процессов было рассмотрено только арбитражными судами Амурской области и Хабаровского края. С обеих сторон были привлечены высококлассные профессиональные юристы и адвокаты, стоимость услуг которых вскоре начала догонять годовой бюджет фирмы.
Вся эта борьба за влияние внутри компании изначально не могла вместиться в очень узкие рамки исключительно корпоративного спора и вскоре новостные ленты наперегонки запестрили, то фейковыми вбросами о китайской экспансии, то откровенными «заказными» по содержанию публикациями о нечистоплотности благовещенского депутата.
Последствия информационной войны ощутили на себе все участники событий. Поднявшаяся надуманная и безосновательная шумиха сильно ударила по репутации обеих сторон.
Но в первую очередь, конфликт негативно сказался на работе хабаровских золотодобытчиков – возникли долги по зарплате, люди потеряли работу. А ведь всего этого недоразумения можно было избежать.
Ещё раз повторюсь, основной причиной никому не нужного спора явилась разница менталитетов предпринимателей, которые каждый по себе привык работать у себя на родине (достигнув определенных высот), и впервые открыли совместный бизнес.
По прошествии времени, понеся в ходе длительного противостояния колоссальнейшие, как имиджевые, так и финансовые убытки, бывшие партнеры осознали всю бесперспективность дальнейшего противостояния, и пришли к пониманию о необходимости переговорных процессов.
Свой, особый взгляд на произошедшие события был изложен журналистами «АСН-24». По версии в опубликованной статье, китайский предприниматель в какой-то момент задумал получить оперативный контроль над совместным предприятием. Но по уставу фирмы, принадлежащая ему доля в размере 51% не позволяла единолично принимать стратегически важные решения, так как голосование должно было проходить по правилу один участник – один голос. Тогда, основным соучредителем общества было принято решение нанять профессиональную команду русских адвокатов и создать юридические предпосылки для укрепления своих лидирующих позиций.
Была выработана тактика корпоративной борьбы, направленная на завоевание господствующих высот, путем дробления своей доли на более мелкие части и дарения их родственникам. Это давало существенные преимущества при принятии решений и контроль над большинством голосов.
Как позже признались китайские бизнесмены, русские партнёры в какой-то момент «перестарались». Столь жесткого сопровождения корпоративного спора в медийном пространстве изначально не ожидалось. Но непоправимый ущерб от многочисленных публикаций, нагнетания истерии вокруг дел фирмы и «фейковых» вбросов, ими был оценён гораздо позже.
Особенно его на себе ощутил экс-депутат Сергей Завьялов, так как он непосредственно руководил всеми текущими делами фирмы. Из-за множественных подозрительных сентенций, высказанных мастерами черного ПИАРа, в некогда дружном коллективе чувствовалось охлаждение отношений и растущее напряжение между коллегами. Негативные публикации о директоре не способствовали сплоченной работе. Публикуемая информация в частности подогревалась недостоверными слухами о том, что Сергей, получив от китайских инвесторов огромные вливания, не особо торопился отчитаться о том, куда и на что они были потрачены.
Лишь по прошествии времени, досконально разобравшись в ситуации, интернет-портал устами китайского бизнесмена (заварившего русскую кашу), назвал произошедшее одной короткой и емкой фразой – «фатальное недоразумение».
И уже в самом конце статьи издательство дипломатично «расшифровало», что же, по мнению китайских предпринимателей, подразумевалось под фатальным недоразумением.
Итак, давайте внимательно ознакомимся, что через одно из влиятельнейших местных интернет-изданий «АСН-24» нам хотели донести китайские предприниматели:
«Россия и Китай – страны, которым исторически суждено быть партнёрами, в том числе, в сфере бизнеса. Наладить сотрудничество, заключить контракт – только полдела. Чтобы вести продуктивный диалог, нужно научиться друг друга понимать. Возможно, одним из препятствий этому стал языковой барьер. Мы даже не предполагали, что простой корпоративный спор разрастётся до таких масштабов, и сожалеем, что это произошло. Мы понимаем, как пострадала репутация нашего российского партнёра, и приносим ему свои искренние извинения. Если бы можно было повернуть время вспять, всё было бы совсем по-другому. Сергей Завьялов – надёжный и достойный доверия человек, с выдающимися деловыми и личными качествами, поэтому нам особенно печально, что он оказался жертвой информационной атаки. Мы понимаем, что словами исправить ситуацию невозможно, но надеемся, что это обращение прочитают настоящие и будущие партнёры Сергея».
Неужели?! А кто ответит?
18 марта 2019 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 31-ФЗ. Представители «свободной» прессы сразу же окрестили его законом о «фейковых» новостях.
Согласно принятым нормативным актам, под определение «фейковой» попадает порочащая информация, которая преподносится в виде достоверной, но не являющаяся таковой.
Закон о запрете «фейковых» новостей распространяется на информацию, опубликованную на сайтах СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, то есть на различных порталах и социальных сетях.
Под запрет попадает любой вид информации, которая представляет собой потенциальную угрозу или может нанести определенный вред. Законодателем были предусмотрены довольно жёсткие санкции, за подобного рода недобросовестные действия, бьющие по деловой репутации, порочащие честь и достоинство.
К примеру, кодексом об административных правонарушений максимальное наказание для юридических лиц допустивших такую публикацию, предусмотрен штраф в размере до 1,5 млн.рублей.
В соответствии со статьей 152 гражданского кодекса, граждане вправе требовать по суду опровержения порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Также 151 статьей кодекса предусмотрена компенсация морального вреда. А статьей 44 закона о СМИ, установлен порядок опровержения порочащих сведений. То есть, на законодательном уровне государством разработан и успешно работает цельный правовой механизм защиты от подобных публикаций.
И у Сергея Валерьевича Завьялова есть все инструментарии, чтобы воспользоваться своими законными правами на восстановление своего доброго имени.