По стране в 2015-2016 годах прокатилась волна закрытия юридических и экономических направлений подготовки. Причем наибольшее число фактов закрытия приходится на региональные вузы. Учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга практически избежали репрессий по юридическим и экономическим направлениям подготовки бакалавров и магистров.

Почему так произошло и чем это грозит? Изложу свои мысли на сей счет.

Платно-бесплатно

Существенный факт (который почему-то замалчивается) связан с тем, что подавляющее большинство региональных вузов готовит юристов и экономистов на платной основе. К примеру, на все вузы Амурской области уже 2-3 года суммарно набирается лишь 30-40 бюджетных мест по бакалавриату «Экономики».

47f3d1689549c61bc04604372184466c.jpg

Государству необходимо только 40 дипломированных бакалавров экономики в год. Все остальные 1500-2000 студентов-экономистов в вузах Амурской области обучались и обучаются на платной основе. То есть, по собственному желанию, исходя из собственных потребностей.

Зачем получать экономическое и юридическое образование?

1. Оно дает знание законодательства Российской Федерации и экономические основы управления ресурсами организации и домашних хозяйств.

2. Чем выше юридическая и экономическая грамотность населения страны, тем выше его конкурентоспособность и ниже риск обмана проходимцами и мошенниками всех мастей.

3. Профессия юриста и экономиста, как никакие другие гражданские профессии обеспечивают сохранение основ государственности.

4. По направлению «юриспруденция» готовят будущих сотрудников органов власти, судов, прокуратуры, ФСБ, МВД, юристов организаций, которые обеспечивают соблюдение законов и основ существования государства. Они проходят переподготовку, повышают квалификацию, но базовое образование получают в области и работают здесь.

5. Экономисты рассчитывают себестоимость продукции, работ, услуг, определяют налогооблагаемую базу, рассчитывают величину отчислений в государственные внебюджетные фонды — выполняют значимую функцию при формировании бюджета и определении доходов хозяйствующих субъектов и государства.

Я считаю, что государство, закрывая в региональных вузах подготовку юристов и экономистов, наносит урон прежде всего целостности юридического и экономического пространства нашей немаленькой страны.

Чем грозит?

Мне могут возразить — московских и питерских юристов и экономистов хватит на всю страну. Но много ли вы знаете юристов и экономистов, приехавших работать из столиц в Тамбовку или Зею, да хотя бы в Благовещенск?

Превращение подготовки юристов и экономистов в привилегию для жителей центральных городов и 2-3 регионов страны рано или поздно приведет к маргинализации, к люмпенизации гражданского сообщества, к слабой управляемости граждан удаленных территорий, к возможному появлению территорий со своими понятиями и правилами основ жизни, к пренебрежению к государственной власти и ее институтам.

Юристов и экономистов достаточно? Но высокопрофессиональных юристов и экономистов никогда не бывает достаточно.

8976c16361991f670423104a15f55c26.jpg

Тем более, когда, граждане за свои собственные деньги оплачивают юридическое и экономическое образование, потому что считают, что им это необходимым для своего будущего.

Вспомним конец 80-х годов ХХ века, начало 90-х, когда промышленные предприятия массового закрывали. Профессия инженера стала невостребованной, а специалистов в юриспруденции и экономике катастрофически не хватало. Теперь наблюдается дефицит сотрудников инженерных специальностей.

Вместо того, чтобы развивать роботизацию производства (что и происходит во всем цивилизованном мире), нам сейчас рассказывают о рабочих профессиях.

92c313bc0fa89d6b9a22013dab3bbc42.jpg

В европейских государствах роботы выполняют работы, на которые предлагают сейчас обучать. Вместо того, чтобы внедрять в производство результаты научно-технического прогресса, нам предлагают вернуться в ХХ век. И о каком повышении производительности труда может идти речь?

В Японии, Германии роботы в 80-90 годы вытеснили огромное число сотрудников (вынуждены были пройти переобучение и сменить работу) среднего звена металлургического, автомобильного, станкостроительного и других производственных предприятий.

Наше инженерное образование считалось одним из лучших в мире. А теперь? Не рискуем ли мы потерять базу юридического и экономического образования? Что мы будем дальше делать? Идти учиться за реку Амур?