Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью
Интервью
«Требуется кассир. Зарплата 40 000 рублей. Зарплата выше, чем у меня»: благовещенский учитель о школе, детях и системе образования
26 сентября
8243
Александр Раков работает учителем географии и классным руководителем 6 «В» класса в лицее № 11 Благовещенска. Его педагогическая карьера началась в 2014 году — сразу после выпуска из БГПУ он решил работать в школе.
Сейчас учитель активно ведет социальные сети и участвует в самых разных мероприятиях и конференциях в попытке улучшить систему образования. «Я каждый год думаю о том, чтобы уйти из школы», — говорит он, ведь учительская доля тяжела. Но энергия детей, вера в изменение системы образования и желание быть в курсе современных тенденций заставляют Александра продолжать работу и не сдаваться.
«Кринж мы не будем говорить на уроке»
Когда Александр поступал в университет, он не планировал становиться учителем. Сдал ЕГЭ по географии и думал, что свяжет свою жизнь с туризмом. Но четвертый курс стал переломным — после учебной практики он понял, что хочет стать педагогом.— Общение с детьми — это самое яркое, что есть в этой профессии. Не стоишь на месте, всегда куда-то движешься, узнаешь что-то новое, новый язык. Язык, который был современным в мою молодость, сейчас уже не используется. Появляются новые технологии, которые приносят новые слова в речь детей. Не факт, что эти слова мы будем использовать, например, «кринж» мы же не будем говорить на уроке. Но дети держат меня в курсе событий, — считает Александр.
Сейчас он ведет географию у параллелей 6-10 классов. В обучении детей учитель использует только пряники и никаких кнутов: юмор, демократическое открытое общение, игры и современные технологии.
«Партия выдвинула нам длинную петицию о том, что я не прав»
С детьми Александр работает мирно, старается обходиться без конфликтов, но иногда случаются разные мелочи: ребенок с оценкой не согласится или 6 «В» двоек нахватает.— Где-то не ту оценку поставил, где-то дети думают, что неправильно придираюсь. Но я ведь просто так никогда не придираюсь. Каких-то ярких конфликтов испанских не было еще.
Один раз у меня было: я не пустил девочку на урок — она опоздала на 30 минут. В итоге договорились об обоюдных извинениях. А так дошли они до приемной одной из политических партий, которая выдвинула нам длинную петицию о том, что я не прав. Не знаю, почему выбрали обратиться именно туда — видимо, она у них рядышком с домом была, — вспоминает педагог.
«Накосячили немного детки мои»
Ребят в своем 6 «В» он называет хорошими. Но шутит, что они ему даны, чтобы подарить дергающийся глаз и укрепить нервы.— Я вчера пришел их поругать, накосячили немного детки мои. А в итоге они меня насмешили. Это было неосознанно. Они не цирк передо мной устраивали, просто были какие-то цитаты забавные. Они очень ответственные, вот я говорю: «Надо идти и исправлять русский, нужно, чтобы на математике пятерки были». Все, на следующем уроке получают пятерки.
Поведение немножечко… Но мне кажется на то они и дети. На уроках шалят, разговаривают, на переменах бегают и некоторых учителей даже сносят. Резвятся, в общем, — поделился учитель.
«Я минут 30 могу фон в презентацию подбирать»
Расписание у географа заполнено на весь день. Проснуться в 7 утра, пойти на работу, провести уроки, сесть за проверку тетрадей, подготовится к следующим урокам. Так и весь день проходит — пора ложиться спать, а потом все заново.— Я минут 30 могу фон в презентацию подбирать, это мое большое зло. На подготовку обычно трачу часа два. Время на проверку зависит от масштаба трагедии. На перемене можно успеть что-то проверить. А если есть окошечко, я хожу на курсы какие-нибудь, — рассказал Александр.
В свободное время педагог учит испанский язык — начал еще во время пандемии. Чтобы почаще практиковаться, делает записи в своем блокноте на испанском. В красочном расписании в записной книжке тоже пишет не на русском, чтобы дети ничего не понимали.
— Я его учу, и чтобы учить лучше, пишу на нем. Когда работал в шестом лицее — у них же связь с ДВОКУ есть — там я общался с человеком с Экваториальной Гвинеи как раз на испанском. Я его учил русскому, а он меня испанскому, — сказал Александр.
«И я такой счастливый и довольный, ничего не надо делать!»
В этом году 16 амурских учителей отправляются на форум классных руководителей в Москве. Александру удалось попасть туда в прошлом году, а в 2023 у него не получилось пройти отбор, но он совсем не расстроился.— Не прошел тренажер. Но я так спокойно к этому отнесся — не прошел и не прошел. Кто тренажер прошел, волновался: «А как теперь визитку снимать?». Я говорю: «А мне не надо!». И я такой счастливый и довольный — ничего не надо делать! — сказал педагог.
Из прошлогоднего форума он вынес много полезных знакомств, сдружился с местными коллегами и прослушал выступления учителей из других городов.
— Были интересные секции от Академии «Просвещение» — там я стоял и слушал с открытым ртом. Географ из московской школы такие интересные примеры междисциплинарных заданий приводил: как связано извержение вулкана и книга про Франкенштейна, например, — вспоминает мужчина.
Почему дети не любят географию?
Александр убежден, что детям нужно давать интересные материалы, чтобы у них была мотивация учиться. Но школьная программа не позволяет это делать.— Ожидания от географии первоначально очень завышены. Мы себе представляем географию так: изучение стран и народов, путешествия и так далее. А в итоге дети приходят и их заставляют в контурной карте рисовать черные квадратики и треугольнички, показывать железную руду и каменный уголь.
Это, конечно, навык важный, но дети класса с пятого начинают спрашивать: «А когда мы будем страны изучать?». Я говорю: «Ну, чуть-чуть в седьмом». Сама программа так построена. Понятно, что есть важные моменты, но акценты в самой образовательной программе нужно менять. В 10-11 классе я бы делал акценты на чем-то глобальном, — считает географ.
Учитель отмечает, что дети приходят на уроки географии со знаниями из «Орла и Решки». Поэтому они уже знают, где потратить 100 долларов, как найти лучший хостел в Рио-де-Жанейро, но это не поможет от отличить субарктический от арктического климата по климатограмме.
«Они на выпуске уже могут жениться и замуж выходить, а в школе они ни единого выбора сделать не могут»
По его мнению, необходимо давать школьникам шанс на выбор предметов хотя бы с 9-го класса. Это поможет им стать более самостоятельными и почувствовать себя увереннее, подарит мотивацию учиться.— Они на выпуске уже могут жениться и замуж выходить, если им 18 лет исполняется, а в школе они ни единого выбора сделать не могут. Конечно, нужно какой-то базис оставить. Или сделать два отдельных курса: базовый и расширенный, — сказал Александр.
«Пройдет еще лет 10, и снова будет в классах мало человек»
Отсутствие выбора — не единственная проблема в школьном образовании. В классах сегодня может быть от 30 детей. В 6 «В» сейчас 34 ребенка. В других классах, где Александр преподает географию, бывает и больше.— Когда-то давным-давно было ограничение в классах 25 человек. Сейчас таких ограничений нет — может быть и 36. У нас всегда говорят: «Давайте смотреть на Китай, там вообще по 40 человек учится!». Но у них дети другие!
Я пришел в школу в 2014 году, так уже было. Надо понимать, что мы в те года находились в небольшом демографическом пике, яма уже была пройдена, а до следующей еще идти и идти. Поэтому пройдет еще лет 10, и снова будет в классах мало человек, — рассказывает Александр.
Смена учебников и зарплата ниже, чем у кассиров
Частая смена учебников тоже привносит свои коррективы в педагогическую деятельность. Меняются программы, но не в лучшую сторону. Учителя вынуждены готовить новые материалы и менять подход после каждого такого изменения.— Я вышел в сентябре, у меня было мало чего готово, потому что программы менялись, менялись учебники. За время моей работы учебники менялись четыре раза официально. Только привыкнешь, и тут уже все заново.
Они отличаются по структуре. Раньше было, например, население России — моя любимая тема — ее проходили в начале 9-го класса, а потом их спустили в конец 8-го. Это уже другой подход. Конец 8-го класса — нужно все быстренько успеть, и на мое любимое население оставалось совсем чуть-чуть, — пожаловался географ.
Но главная претензия педагога к учебникам — это не столько частая их смена, и даже не несоответствие тем возрасту школьников, а отсутствие синхронизации с другими предметами — математикой, историей и другими.
— Хотелось бы, чтобы они начали как-то договариваться с другими дисциплинами. Иногда выходит так, что мы начинаем с ними рисовать графики. На математике они этого еще не делали. А у меня один урок, чтобы дать кучу определений и графики научить рисовать, объяснить, как это делать.
Стереотип о маленькой зарплате учителей на самом деле совсем не стереотип. Низкий доход заставляет педагога задумываться о смене работы.
— Каждый год. Я каждый год думаю об уходе. Весна наступает, и я думаю: «Надо уходить. Уходить, уходить, уходить!». Но потом каникулы проходят, и я все равно возвращаюсь.
Я раньше ходил домой мимо одного супермаркета, иду и вижу объявление: «Требуется кассир. Зарплата 40 000 рублей». Зарплата выше, чем у меня, — рассказал мужчина.
«Редкий учитель будет мечтать стать директором школы»
Но пока Александр трудится учителем и видит себя в рамках этой профессии. О повышении думать не хочет.— Мечтаю о признании детьми, родителями и коллегами. Редкий учитель будет мечтать стать директором школы. Я в первые годы, когда поступил в университет, думал: «Буду директором школы». А вот поработав, понимаешь, что это того не стоит.
На самом деле директор много за что отвечает, но при этом некоторые учителя могут зарабатывать даже побольше, чем директор школы. Ты как учитель отвечаешь за то, что у тебя происходит здесь и сейчас, а как директор ты отвечаешь за это все. И неважно, здесь ты или нет тебя, — сказал Александр.
Фото: личный архив Александра Ракова
Видео: SOVA
Смотреть комментарии
Сейчас читают
Разборы
Магия фильтров: 9 интересных приложений для обработки фото в Instagram
И ещё пять, на которые стоит обратить внимание.
23 мая
396334
Игры
«Мстители» атакуют: тест на знание Кинематографической вселенной Marvel
Вспоминаем Халка, Тора и Капитана Америку
11 мая
100802
События
Вяжут не только бабушки: амурчанки разного возраста рассказали о своем хобби
12 сентября — Международный день вязания крючком. Этим видом рукоделия занимаются самые разные люди. Неважно, кто ты — молодая мама в декрете или школьница, бизнесвумен или дизайнер, опытная вязальщица или начинающая, главное — получать удовольствие от любимого дела. Жительницы Благовещенска рассказали корреспонденту SOVA о своем увлечении.
13 сентября
50859
Фото
Instagram читаемый: топ-9 блогеров Благовещенска, которые делают интересный контент
SOVA собрала список для фолловинга
16 мая
42155
Интервью
Тайну нотариусы умеют хранить хорошо
Как пандемия изменила труд нотариусов и какие новые нотариальные действия доступны гражданам? Беседуем с Асей Ароновной Казарян, президентом Нотариальной палаты Амурской области.
12 февраля
38486
События
Благовещенск вдоль Амура: что показать гостям города?
Гуляем вместе с SOVA.
22 ноября
37152
Интервью
«Лежишь и думаешь: этими деньгами я квартиру оплачу»: анонимно о сексе за рубли
SOVA поговорила с тремя жительницами Благовещенска.
2 октября
31670
Разборы
У нас винтажные песни: три года с «Радио «Мир»
Интервью ко дню рождения наших коллег.
8 июня
30870