«Я мечтала стать раллистом»: как девушка-юрист пришла в большой дрифт
Внимание поклонников автоспорта Лера обратила на себя весной 2017 года — её имя появилось в списке участников первого этапа турнира РДС-Восток. Тогда выступление гонщицы закончилось, едва успев начаться: на тренировке перед цуйсо (парные заезды — прим. ред.) девушка попала в аварию и сломала руку. Травма не позволила Маковозовой пройти этап. Но уже через два месяца приморчанка восстановилась и приехала в Хабаровск, где продемонстрировала всё, что умеет в дрифте, на трассе арены «Ерофей». В этом году Валерия познакомилась и с благовещенскими болельщиками: 23 июня в столице Приамурья впервые прошел этап соревнований РДС-Восток.
— Лера, как пришло решение заняться дрифтом?
— Интерес к автоспорту и всему, что с ним связано, у меня появился ещё в детстве. Я вообще хотела стать раллистом. Кстати, это намного более серьёзно и рискованно, чем дрифт. Я увлекалась ездой на самокате и велосипеде, мне всё это очень нравилось – разве что мотоцикла у меня не было. Вообще меня притягивало всё спортивное и опасное, можно так сказать. Когда я всё это распробовала, захотелось что-то посерьёзней. Кроме этого, у меня была мечта — очень хотела управлять самолётом. Это у меня от отца: мой папа — инженер по строительству авиационных двигателей. Он постоянно рассказывал мне о мощной технике, двигателях, скорости… В общем, я захотела быть гонщиком.
В 2013 году я впервые попала на дрифт в качестве зрителя. Помню, тогда просто встала на зрительском месте и замерла. Я стояла, смотрела на всё это и понимала: это моё, я этого хочу, я хочу тоже быть там, на трассе, и участвовать в этих соревнованиях. И я решилась. Следующие два года папа помогал мне готовить автомобиль, в 2015-м я уже выехала на первые соревнования. Это было очень волнительно: фактически я была одна. Никакой поддержки, кроме папы, у меня не было. Но я понимала, что очень сильно этого хочу, у меня получается, я много тренируюсь, чувствую машину – значит, надо продолжать. К третьему этапу в 2015 году я стала бронзовым призёром Drift Streets Legal, а по итогам сезона также вышла на третье место. Так я окончательно поверила, что дрифт – это моё, и я должна этим заниматься дальше. Сомнения ушли: у меня не было повода заканчивать своё участие в этих соревнованиях.
— А как ты попала в РДС-Восток?
— Я очень быстро поняла, что DSL — это только первая ступень. Нужно расти дальше, и уровень пилотирования тоже должен расти. Поэтому я начала искать партнёра. В 2017 году у меня появился спонсор. Это группа компаний ННК, которая производит лучшее топливо Green Eco. Они мне помогли подготовить автомобиль для РДС-Восток. Фактически, сейчас я выступаю благодаря им.
В РДС-Восток я борюсь не только за личный, но и за командный результат. Мой напарник — хабаровский пилот Евгений Солоненко. Это решение спонсора: группа компаний ННК создала свою дружную спортивную команду для дрифта, объединив Хабаровск и Владивосток. Я очень рада оказаться в одной команде с Женей. У нас очень дружная и сплочённая компания, мы друг другу помогаем постоянно и во всём.
— Сложно соперничать с мужчинами в таком виде спорта?
— Не сложно, отнюдь. В автоспорте нет половой ориентации, за рулём сидит пилот. И неважно, девушка это или мужчина. В Российской Дрифт Серии я не единственная девушка-гонщик, просто на Дальнем Востоке их мало: я и Екатерина Седых. На западе с этим немного проще.
— Чем ты занимаешься в дни, свободные от дрифта?
— Ну, если честно, дрифт фактически уже стал моей жизнью. Максимальную часть времени я уделяю именно этому занятию. А вообще я работаю в строительной организации, по образованию я юрист. Но это занятие для меня уже не такое интересное: воспринимаю его просто как работу. Я надеюсь, что в будущем именно дрифт станет моей работой, потому что уже сейчас он занимает большее количество времени, чем все остальные мои дела.
— А коллеги как относятся к твоему увлечению?
— Они за меня переживают и болеют, всегда отпускают в отпуск без содержания на все мои соревнования и очень поддерживают.
— Каждому дрифтеру рано или поздно задают этот вопрос: сколько денег нужно потратить, чтобы подготовить машину к выступлениям?
— Если собирать автомобиль в соответствии с действующим техническим регламентом, это обойдётся примерно в миллион рублей. Бывает и больше: чем мощнее машина, тем дороже будет стоить двигатель, турбина и другие запчасти. У меня два автомобиля — один для дрифта, второй повседневный. И мой спонсор взял на себя расходы на содержание обеих машин. Но есть ребята, которые самостоятельно готовятся. Им, конечно, в финансовом плане тяжелее.
— Найти спонсора — это такая проблема?
— В целом я могу сказать, что найти коммерческого партнёра не так сложно, как кажется. Нужно написать презентацию, показать себя и свой автомобиль, пойти в компанию, встретиться с представителями, договориться об условиях сотрудничества. Я думаю, что многие организации будут рады сотрудничать с дрифтером. Просто у нас многие ребята почему-то этого не делают. Все хотят, чтобы к ним шли, а наоборот — искать помощь и деньги — почти никто не хочет.
— К вопросу о мощности. Что сейчас в твоей машине?
— У меня Nissan Silvia S15, и этот автомобиль с завода идёт с мотором SR20DET. Это околостоковый двигатель, в нём 350 лошадиных сил. Конечно, хочется что-то помощнее, но я думаю, что со временем обязательно поставлю.
— Помнишь свой самый яркий момент за время выступления в дрифт-турнирах?
— Это был дрифт-турнир D1 Grand Prix во Владивостоке, 2017 год — масштабные международные соревнования, которые для меня стали очень мощными в эмоциональном плане. Я добралась до финальных заездов, прошла три квалификации и парные выступления. Удача тогда улыбалась мне целых три дня. Я осталась очень довольной и счастливой: в том числе и из-за того, что мне удалось выступить в паре с Чоу, это один из сильнейших пилотов Китая. У него очень мощный автомобиль, втрое сильнее моего. Но мне удалось очень качественно выступить, а разница в баллах в итоге оказалась небольшой — что-то около двух. Чоу прошёл дальше, а я осталась довольной. Для меня такой результат был личной победой.
— Кто тебя вдохновляет в дрифте?
— Самый сильный мотиватор — Гоча Чивчян. Это чемпион РДС, один из лучших дрифтеров в стране и просто доброй души человек. Ему всегда можно написать и спросить совета: он ответит, поможет и подскажет. Когда он приезжает на соревнования во Владивосток, он всегда мне помогает и словом, и делом. И я очень за это ему благодарна.
— Какие планы у тебя на следующий сезон?
— Честно? Большие. Хочу подготовить действительно мощный автомобиль и принять участие в этапах не только РДС-Восток, но и РДС GP. Эти соревнования проходят в Москве, Нижнем Новгороде, Сочи и Красноярске. Хочу дальше расти как пилот. На западе, безусловно, сейчас лучшие гонщики в России, самые мощные машины. Это нормально — всегда стремиться к чему-то большему.
— Что можешь посоветовать начинающим дрифтерам?
— Главный совет дебютанту — не гнаться сразу за большой и мощной тачкой, если вы ещё не умеете ей управлять. Начинать нужно с более-менее стандартного, стокового автомобиля. При этом важно постоянно уделять время тренировкам. Ещё хотелось бы, чтобы начинающие пилоты верили в себя и свои силы. Советую потратить время и найти себе партнёров. Тогда точно всё получится.