Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью
Интервью

«Меня вдохновляет материнство»: феноменально быстрый счёт и счастливые дети

9 августа
10002

Она собиралась стать дизайнером одежды, но появление двоих детей стало толчком к открытию уникальной для Благовещенска школы развития интеллекта. Её ученики достигают невероятных успехов в арифметике, играют в шахматы, очень быстро читают и не хотят уходить из класса домой. Помочь ребёнку поверить в себя, воспитать маленького гения, развить креативное мышление и заразить любовью к учёбе — педагоги и их талантливый руководитель решают любые задачи. SOVA побывала в гостях у Дарьи Стародубцевой, основателя и руководителя Международной школы развития интеллекта Menar в Благовещенске.

— Дарья, сколько лет вашей школе?

— Menar в Благовещенске существует с 2015 года. У нас в сентябре стартует уже четвёртый учебный год.

— С чего началась школа Menar?

— Я категоричный сторонник раннего развития детей. Главное, чтобы малышу это было интересно и в удовольствие. Мой старший сын начал читать, когда ему ещё не исполнилось трёх лет. В три года ребёнок уже самостоятельно брал книги, сидел и читал вслух — ему действительно было интересно. Только представьте, какой огромный источник информации мы можем открыть для ребёнка, если научим его рано читать.

Когда мы пошли в первый класс, я поняла, что мой сын будто «остановился». У него не было прогресса в развитии: он сел за парту с определённым набором знаний и новых не приобрёл. Единственное, чему сына научили — смирно сидеть за партой. Ещё он стал ненавидеть уроки письма. В том виде, в каком эти уроки сейчас проводятся в школах, это ад для шестилетки, особенно для мальчика. Если честно, мне было обидно за растраченный потенциал.

Я по-прежнему интересовалась темой раннего развития детей, обращала внимание на всю новую информацию. И однажды я наткнулась на ментальную арифметику, занимаясь которой, дети учатся феноменально быстро считать. Это сложение и вычитание многозначных чисел в несколько действий, и малыши делают это в уме, причём быстрее калькулятора. Я начала поиск методики и выбрала самую сильную, на мой взгляд — программу основателя школы Menar, которого можно считать полноценным отцом ментальной арифметики в азиатских странах. Это Халит Шен, он живёт в Турции, и там школа Menar существует больше 20 лет — с 1993 года. Фактически, Шен был одним из разработчиков этой методики и адаптировал её для детей.

— На чём базируется обучение?

— Основа методики — это абак, инструмент для счёта. С ним мы и работаем. Это самый древний счётный инструмент, который использовал ещё Пифагор. Не знаю, кому первому в голову пришла эта идея, но замечен интересный навык, который появляется у людей, часто работающих с абаком — они отлично считают в уме. Дело в том, что люди визуализируют абак, представляют в уме косточки и выполняют те же процедуры со счётом. Эта система работы с числами очень лёгкая, поэтому дети моментально осваивают её уже с четырёх лет.

Уже в 4-5 лет наши ученики способны решать примеры с двухзначными числами в несколько действий, сотнями и тысячами их тоже не испугаешь. Интересный момент: они не знают, как называется двузначное число, иногда путают названия. Но они уже могут решить пример в три действия и более, получить ответ. Цифры мы озвучиваем и учим на уроках. Потом переходим к трёхзначным и четырёхзначным числам, всё это учим параллельно. Некоторые дети не умеют писать цифры, и мы помогаем им научиться.

01/

— Сложно научить четырёхлетку письму?

—У современных детей есть общая проблема с навыком письма. Почти у всех малышей, которые идут в школу рано, интеллект больше развит, чем руки. Мне кажется, это проблема малышей, которые выросли в обнимку с гаджетами: им проще кнопку нажать. И эта проблема сейчас нарастает. Развивать навык письма важно, поэтому у нас появился курс «Каллиграфический почерк». Мы учим ребёнка писать красиво и корректируем умение при необходимости. На этом курсе много третьеклассников: родители видят, что ребёнок в школе так и не научился хорошо писать, приводят к нам. Мы решаем проблему.

— Как вы считаете, красивый почерк — это сейчас важно?

— Это спорный вопрос. Я сталкивалась с жестокими дебатами по этому поводу в родительской группе WhatsApp. Даже учитель возмутилась, когда один из родителей заявил, что сейчас красивый почерк — это неактуальный навык. Всё не так. Во-первых, это развивает мозг через мелкую моторику. А ещё это культурный навык. У нас до сих пор есть формы письменного обращения — заявления, записки должностным лицам и так далее. Бывают случаи, когда физически удобнее и быстрее вручную написать. Какое впечатление произведёт сотрудник в поисках работы, если его анкету никто не сможет прочитать? Писать как минимум разборчиво — это, я думаю, признак воспитанности и высокой культуры человека. Есть факт, которым часто бравируют медики: якобы для них некрасивый почерк — это норма. Я считаю это неуважением и к пациентам, и к работникам аптеки, которые потом в рецептах разбирают каракули. Современный культурный человек должен писать красиво.

— Как вообще в Menar появляются новые курсы?

— Всё вытекает из потребностей, которые возникают в современной жизни. Я вижу, как растут мои дети и наблюдаю за нашими учениками. Я вижу, какие у них возникают сложности. И, в зависимости от проблемы, в нашу программу добавляются новые занятия.

01/

— Ваша школа всё время идёт вперёд.

— Да, я постоянно ищу новые методики, которые были бы интересны мне и детям. Сейчас меня интересует воспитание финансовой грамотности у детей. Это тема о карманных деньгах, накоплениях, способности ставить финансовую цель. Дети узнают о том, что такое сбережения, экономия, приобретения, приумножение. Это и возможность показать инструменты заработка, которыми ребята смело могут пользоваться с 12 лет, а то и раньше. Рассказать детям о том, как управлять личными финансами, будет полезно.

— Тем не менее, не все методики вы берёте на вооружение, верно?

— Конечно, нет. Я за то, чтобы каждая школа имела своё лицо, чтобы оно было ярким и узнаваемым. Когда в одной школе преподают сразу рисование, открывают театральную студию, начинают курсы английского и китайского языка — это каша. Я против таких вещей. Menar — это школа интеллектуального развития. Поэтому в нашей программе все курсы связаны с интеллектом и прокачкой мышления.

Или взять, к примеру, наш курс «Скорочтение», который появился в школе как актуальный. Это тоже навык будущего. Скорочтением считается скорость восприятия текста 300-400 слов в минуту, про себя. Всё, что меньше — это просто быстрое чтение. В школе проверяют, как ученики читают вслух – это техника чтения. К примеру, для 14-летнего ребёнка читать 700-800 слов в минуту — это норма для наших выпускников, при этом охраняется понимание текста, которое мы тоже замеряем. Наша задача — чтобы ребёнок понял и запомнил, что он прочитал. Норма для взрослых выпускников курса скорочтения — около двух тысяч слов в минуту.

— Какие методики вы сейчас внедряете?

— Есть дисциплина, которую мы сейчас тестируем, а с осени запускаем, как отдельный курс. Это ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Очень интересная методика, которая развивает креативное мышление. Вообще, ТРИЗ — это советская педагогическая программа, её разработал Генрих Альтшуллер. Сейчас многие зарубежные авторы пишут книги на основе его трудов, это очень популярная тема. Что интересно, по ТРИЗ в советское время занимался высший командный состав — это люди, которым в будущем нужно мыслить в условиях критических ситуаций и принимать важные решения, которые, как правило, отличаются нестандартностью.

Сейчас мы ввели ТРИЗ в программу «Умных каникул» — это наш летний курс. Дети очень хорошо откликнулись на новый урок, им очень нравится, они выдвигают свои гипотезы по специальному алгоритму. Мы разбираем все предложенные решения, выбираем лучшее и оптимальное — то, которое будет наименее энергозатратно, доступно, реально и с большей вероятностью сработает в повседневной жизни. Наши воспитанники решают задачи, связанные с явлениями природы и бытовыми ситуациями — например, как накачать колесо, если у тебя нет под рукой насоса.

Решая творческие задачи, мы учим детей мыслить шире. Жизнь — это не шаблон, она каждую минуту изменяется. В школе учат мыслить системно, а мы дополняем этот навык и помогаем детям научиться думать нешаблонно, по-другому, чтобы они умели посмотреть на проблему со всех сторон. ТРИЗ — это методика, которая развивает креативность, творчество, нестандартное мышление и изобретательство.

— И с какого возраста можно заниматься по этой методике?

— ТРИЗ рекомендуют для малышей от 3-4 лет. Там дети работают на своём уровне. Они учатся придумывать загадки, изучают свойства предметов и простые бытовые ситуации. Сейчас мы занимаемся по ТРИЗ с детьми от 7 до 14 лет. Школьники решают более сложные задачи, чем малыши.

— Вопрос, который наверняка задают многие родители. С какого возраста ребёнок может поступить к вам?

— С четырёх лет мы принимаем малышей на ментальную арифметику, по скорочтению групповые занятия начинаются с 6 лет. Реже с четырех и пяти — в таком случае рекомендуем индивидуальное обучение. Уже после 3-5 занятий детки начинают читать, могут складывать слоги.

«Скорочтение» — курс, который можно проходить блоками. Ребёнок начал учиться в семь лет, вышел на определённый уровень, улучшил своё чтение в два раза, ускорился. Приходит через год — работаем на другом уровне и опять повышаем его результат. И так 2-3 раза можно пройти курс, в зависимости от возраста занятия

01/

— А с детьми, у которых ограниченные возможности развития, вы занимаетесь?

— Да, к нам и таких малышей приводят. Работать с ними, конечно, сложнее, и они требуют особого подхода. Поэтому мы назначаем им индивидуальные занятия. У этих детей быстро заметен прогресс, они выходят на совершенно другой уровень. У нас есть один постоянный ученик, мы ему здорово помогли, что не может не радовать. Мальчик занимается у нас два года. Я вспоминаю, каким он к нам пришёл и сравниваю с тем, какой он сейчас — он даже как личность развился, стал более общительным, не таким пугливым и боязливым. У ребёнка была проблема с чтением в первом классе. Когда он пришёл к нам, сначала занимался ментальной арифметикой. Ему трудно все давалось, но это очень работоспособный парень. Потом он занялся чтением. За два месяца мы его вывели на уровень хорошиста, если оценивать по школьной шкале. Его хвалили и начали приводить в пример, хотя до этого всё было плачевно.

— Есть исследования, по результатам которых утверждается, что дети-аутисты осваивают математику на ура. У вас такие воспитанники были?

— Вполне возможно. Мы не уточняем диагноз ребёнка, который к нам приходит. Но у нас есть один ученик, который стал чемпионом на турнире по ментальной арифметике. В анамнезе у него родовая травма, задержка речевого развития и ещё целый букет. В него не верил никто, кроме мамы и педагога. Когда этот мальчик пришёл к нам на занятия, вся семья была против: говорили, что это пустая трата времени, ребёнок не способен, у него серьёзные диагнозы… А он у нас занимает первые места. Визуально проблемы не проявляются — активный, любознательный ребёнок. Да, иногда его раздражают какие-то моменты, которые другие дети нормально воспринимают. Поэтому этот мальчик тоже занимается индивидуально. Но считает потрясающе.

— А дети приходят к вам на занятия вместе с родителями?

—На занятиях родители не присутствуют. Даже четырёхлетки у нас самостоятельно сидят за партами. Мамы и папы могут посетить первый, пробный урок: он у нас бесплатный — как по скорочтению, так и по ментальной арифметике. Родители знакомятся с педагогом и методикой, задают свои вопросы и видят, как их ребёнок реагирует на новые упражнения и новых людей. Они делают выводы, нравится малышу здесь или нет.

— И одного занятия для адаптации хватает?

— Да, этого достаточно.

— А сколько у вас сейчас преподавателей?

— В Menar работают 10 человек — на каждую дисциплину свой специалист. Есть педагоги, которые ведут только ментальную арифметику. Есть те, кто занимается скорочтением. Отдельный преподаватель ведёт курс «Каллиграфический почерк». Сейчас у нас три основных дисциплины и ещё шахматы, там тоже отдельный педагог. Ещё есть дополнительные курсы — «Развитие памяти» и «Природная грамотность».

01/

— Как вы подбираете преподавателей?

— Все мои сотрудники — профессионалы с высшим педагогическим образованием: психологи, психологи-социологи, есть преподаватель физики и математики. У всех разный профиль. Мне важна вовлечённость и серьёзное отношение к работе. Огромную роль играет отношение к детям.

Каждого из детей мы априори считаем очень умным и одарённым. Мы верим, что результаты наших учеников будут выше средних: нужно лишь помочь их раскрыть. И наши методики преподавания направлены на постоянное ускорение: мы опережаем даже нашу собственную программу. Есть поурочный план и общая программа, но мы её перегоняем. Если мы видим, что у ребёнка получается осваивать методику, мы даём ему новые знания, не растягивая процесс обучения. Сколько он может впитать, столько мы и даём: не сомневаемся в способностях ребенка, изначально верим, что у него всё получится и он всё сможет. Если по ходу возникают трудности, работаем индивидуально.

— Чем занимаются ребята на «Развитии памяти»?

—На этих занятиях мы изучаем мнемотехники — способы запоминания. Есть методы для запоминания лиц, дат, стихов. Мы тренируем зрительную и слуховую память, уделяем много внимания ассоциативно-образному мышлению — оно играет очень важную роль при запоминании. Это способность человека вызывать ассоциации с той или иной вещью. У взрослых людей это очень неразвито — у нас были ученики старше 40 лет, у которых было всё очень плохо с ассоциативной памятью и с фантазией.

— То есть, к вам и взрослые могут прийти?

— Конечно. Эти занятия очень полезны, особенно в зрелом возрасте, после 50 лет. Мы тренируем нейронные связи, заставляем мозг работать. Это профилактика болезни Альцгеймера.

— Как поступить к вам в школу?

— Родители ребёнка звонят, записываются на бесплатное пробное занятие, знакомятся с педагогом, выясняют актуальные вопросы. Потом мы подбираем расписание и занимаемся с малышом.

— Вы упоминали про турниры по ментальной арифметике. Это соревнования между учениками вашей школы?

—Мы проводим олимпиады, трижды в год — турниры и раз в год — большую олимпиаду. Также проводятся междугородние и международные соревнования. Ментальная арифметика становится интеллектуальным видом спорта, по аналогии с шахматами. Сейчас открылся филиал школы Menar в Хабаровске, вскоре запускается ещё одно учреждение во Владивостоке. Я думаю, что мы скоро будем проводить наши региональные соревнования.

01/

— Школы в Хабаровске и Владивостоке — это не ваш проект?

— Да, учредитель не я. Но методика преподавания та же. Хабаровчане приезжали к нам на турнир, их воспитанник занял третье место.

— Вам приходилось отказывать желающим?

— Не припомню такого. Двери Menar открыты для всех. Но мы иногда предлагаем индивидуальный вариант обучения вместо группового — если, к примеру, приходят детки с особыми диагнозами, которым тяжело заниматься в коллективе. У нас два педагога с образованием дефектолога. То есть, они специализируются на работе с детьми, у которых диагностировали особенности развития.

— В начале нашей беседы вы упомянули, что на открытие школы Menar вас вдохновило материнство. У вас большая семья?

— У меня двое детей. Мальчику 10 лет, девочке 8. Оба прошли методики раннего развития. С дочерью, может быть, были не такие воодушевляющие результаты, но она просто другая. Ей всё это было не очень интересно, хотя в 3 года и 3 месяца она уже читала. С сыном мы занимались более углублённо, у нас был какой-то свой график занятий. С дочерью это получалось мимоходом. Знаете, есть шутка: если третий ребёнок поел из миски кота, это проблемы кота. С дочкой у меня примерно так и было. Она чуть позднее, чем сын, но всё равно рано начала читать. Старший ребёнок меня ещё удивлял своими энциклопедическими знаниями: он мог многое рассказать и про животных, и про окружающий мир. Дочь в этом возрасте была не особо артистичная, мало что нам говорила. Тем не менее, навыки чтения и счёта она получила рано.

— Сегодня существуют сотни методик для раннего развития ребёнка. Как родителям выбрать самые удачные?

— Я считаю, тут возможен один путь: пробовать и искать. Мы часто хотим, чтобы ребёнок играл на музыкальных инструментах, рисовал и занимался спортом, ещё что-то. Я допускаю, что два-три года, с 6 до 9 лет, можно экспериментировать с дополнительными занятиями. Но к 10 годам, я считаю, уже нужно выяснить склонности и таланты ребёнка — узнать, чем он одарён и что у него действительно получается. Наша родительская ошибка состоит в том, что мы начинаем развивать именно то, с чем дети не справляются. Но это бесперспективно, ведёт к снижению самооценки и другим проблемам. Ребёнок приходит на танцы, а у него не получается. Он становится худшим. Зачем это нужно? Если малыш прекрасно рисует, то и развивать нужно это умение и результат не заставит себя ждать

— А методики выявления склонностей, которые сейчас популярны для диагностики, не помогают определиться?

— Не знаю, насколько это работает. Если бы такие методики давали достоверные результаты, это было бы очень здорово: прошёл тестирование и уже знаешь, куда идти и чем заниматься. Я считаю, что ближе к 10 годам это становится понятней и так. До этого возраста есть время для экспериментов. Потом начинается большая загрузка в школе, времени не остаётся. Если склонности к тому или иному занятию удаётся определить раньше — это классно, не надо тратить время на пробы и ошибки.

Бывает так, что те вещи, которые родители считают бессмысленными, ребёнку просто нравятся. Вот у меня, кстати, дети занимаются вокалом. Я знаю, что они поют… ну нет у них особых данных, есть ребята, которые в разы лучше поют. Но для них это настоящий праздник души: я вижу, что и сын, и дочь получают огромное удовольствие. Если им нравится так себя проявлять — пусть поют, правда?

— Вы рассуждаете как педагог. Но кто вы по профессии?

— Я дизайнер одежды. Но, когда в моей жизни появились дети, материнство вдохновило меня на изучение методик раннего развития. Так всё и началось.

01/

— Что вас вдохновляет на работу?

— Прежде всего — дети. А ещё современные технологии, доступность любой информации, скорость. Я даже отказываюсь от некоторых идей: они просто не вмещаются в мою жизнь, физически нет времени на это. Усилием воли говорю себе в таких случаях: нет, я этим заниматься не буду. Моего детища — Menar — это тоже касается: я уже говорила, что у школы должно быть индивидуальное лицо. От некоторых курсов из-за этого приходится отказываться. Помню случай с одним из моих педагогов, который предлагал мне ввести в программу курс английского языка. Но я выступаю за профессиональный подход и считаю, что знания более высокого качества будут в специализированном заведении.

— Кроме работы с детьми, чем вы ещё занимаетесь?

— Я вяжу спицами и крючком. У меня раньше было параллельное дело, но сейчас оно стоит на паузе, потому что все приоритеты сместились в школу образования. Может быть, когда-нибудь вернусь к этому, но пока нет.

— Ваш идеальный день?

— Не могу описать: мне надо его придумать, наверное. Мне нравится каждый день, но сказать, что он идеален, я не могу: наверное, я слишком много работаю. Нужно поменьше.

— А чего не хватает?

— У меня два года не было отпуска — не хватает отдыха.

— Как ваши дети относятся к вашему занятию?

— Прекрасно! Они тут практически живут. Сейчас у нас идёт вторая смена на каникулярной площадке. Я у них спрашиваю: «Остаётесь на третью, или уже хватит?». Они хотят остаться, хотя программу «Умных каникул» они уже назубок выучили. Ходят на все занятия, на некоторые уже по третьему кругу — но вот на ментальной арифметике, на олимпиаде у меня никак не могут первое место занять. Сыну Мике очень нравится ТРИЗ.

— Кроме Menar и проекта «Стоп, угроза!», чем вы ещё занимаетесь сейчас?

— У меня в разработке ещё один образовательный курс. Это школа программирования для детей Coddy. Хочется, чтобы дети нашего города не отставали ни на шаг от центра страны. Здесь мы будем обучать созданию игр, мобильных приложений и сайтов, работе в Photoshop и Adobe Illustrator. Это не стандартные занятия по компьютерной грамотности, а более сложные уроки. Дети смогут создавать самостоятельные IT-проекты. Первые курсы, которые мы будем вести — это «Программирование на Scratch» и Roblox studio.

— И с какого возраста будете принимать детей на программирование?

— Планируем обучать детей с четырёх лет — это курс по блочному программированию. Курс Scratch, с которого мы начнём — для детей от 7 до 12 лет. Даже если подросток незнаком с программированием вообще, Scratch — это как раз то, с чего нужно начинать, это действительно интересно. Мы уже получаем заявки на набор в группу.

— Вы упоминали про индивидуальные и коллективные занятия. А в какое время работает Menar?

— С 8 часов утра и до 20:00. Сейчас мы формируем расписание на предстоящий учебный год, в августе у нас будет выстроенный график занятий для детей каждого возраста. Ещё мы работаем в субботу и воскресенье.

— И как у вас хватает времени на всё?

— С трудом, если честно. Но сейчас я не веду занятия, поэтому голова свободна для других задач. А их хватает: например, мы пишем собственные обучающие программы, разрабатываем свои пособия, мотивационные механизмы.

«Меня вдохновляет материнство»: феноменально быстрый счёт и счастливые дети

Международная школа развития интеллекта Menar в Благовещенске в Instagram: @menar_amur

Филиалы:

ул. Чайковского, 7 (оф. 217, 321, 322)

ул. Кантемирова, 19 (оф. 21)

ул. Горького 235/2 (оф. 303)

Контактный телефон: +7-924-841-22-18

Сейчас читают

Разборы Магия фильтров: 9 интересных приложений для обработки фото в Instagram И ещё пять, на которые стоит обратить внимание. Игры «Мстители» атакуют: тест на знание Кинематографической вселенной Marvel Вспоминаем Халка, Тора и Капитана Америку Фото Instagram читаемый: топ-9 блогеров Благовещенска, которые делают интересный контент SOVA собрала список для фолловинга Интервью Тайну нотариусы умеют хранить хорошо Как пандемия изменила труд нотариусов и какие новые нотариальные действия доступны гражданам? Беседуем с Асей Ароновной Казарян, президентом Нотариальной палаты Амурской области. События Благовещенск вдоль Амура: что показать гостям города? Гуляем вместе с SOVA. Разборы У нас винтажные песни: три года с «Радио «Мир» Интервью ко дню рождения наших коллег. Интервью «Лежишь и думаешь: этими деньгами я квартиру оплачу»: анонимно о сексе за рубли SOVA поговорила с тремя жительницами Благовещенска. События Идем гулять в парк Дружбы. Что там изменилось? SOVA выяснила, что понравится малышам.