Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью
События

Глина для души: как благовещенка осваивала гончарное ремесло

сегодня
200
Чтобы воплотить в реальность свои детские мечты, кому-то недостаточно даже целой жизни: все время занимает быт, работа и текущие дела. Однако наша героиня, которую со школьных лет завораживала глина, нашла возможность и всерьез увлеклась гончарным мастерством. Сегодня в SOVA — рассказ Юлии Янушевской о том, что начинать что-то новое не поздно даже тогда, когда вы стали совсем взрослыми.

«Сейчас быстренько научусь»…


С детства я обожала разглядывать в магазинах глиняные фигурки и посуду. Очень нравилось смотреть в интернете видео, где мастера работают на гончарном круге. Это и было, и сейчас остается для меня настоящим волшебством — когда из бесформенной массы прямо на глазах «вырастает» ровный блестящий сосуд.
Желание самой попробовать гончарный круг было, но существовало оно во мне где-то очень глубоко. На первый план я ставила учебу, затем работу, с появлением семьи все время стали занимать дети. И в 32 года, когда дети подросли, а глина стала завораживать еще больше, я, наконец, решилась.
Нашла телефон мастера и записалась на пробный мастер-класс к Сергею Михайловичу Клещеву.
«Сейчас быстренько научусь, потом куплю себе круг и начну делать посуду», — с такими мыслями я шла на первое занятие, так и заявила мастеру. Сергей Михайлович в ответ заявил, что люди ходят к нему годами, чтобы чему-то научиться. Это только с виду кажется легко — ударил комком глины по кругу, стенку поднял, горлышко сжал, потом раздвинул — и условная ваза готова. На деле же все гораздо сложнее.

01/

«Хитрости» глины


Самое сложное для начинающих — центровка. Нужно понять, как давить на глину, под каким углом, чтобы она встала на центр круга. Если материал хоть немного «бьет» (смещен с центра), не получится ровным счетом ничего. Я пробовала — стенки выходят кривыми, разной толщины, и в конце концов изделие ломается.
Центровать без помощи мастера я научилась месяца через два. И то — только небольшой объем глины. С более крупными работами Сергей Михайлович помогает до сих пор.
Второй нюанс, который нужно освоить — одинаковая толщина стенок. Стоит чуть-чуть передавить, как все идет наперекосяк. И таких моментов в гончарном деле очень много — донышко должно быть правильной толщины, переход к стенкам плавный, «тянуть» глину вверх нужно с определенной силой.
К начинающим довольно быстро приходит осознание, что все намного сложнее, чем кажется. Очень многие на этом этапе бросают. Но я ко всем своим занятиям отношусь серьезно, поэтому не бросила и уже полтора года оттачиваю мастерство.

01/

Творим в четыре руки


К каждому занятию Сергей Михайлович подходит основательно — рисует эскиз, предлагает идею, а дальше остается творить в четыре руки. Что мы за полтора года только ни делали — светильник, аромалампу, музыкальный инструмент, чашки, кружки, кувшины, крынки, вазы различных форм. Каждое изделие уникальное, с особенным орнаментом, раскрашенное ангобами (цветной глиной) или акриловыми красками.
Любимая моя техника — «кракле». На среднюю часть изделия наносится тонкий слой специального состава, высушивается феном. Затем стенки изделия выдавливаются изнутри пальцами, а снаружи появляется красивый узор из трещинок. Год назад я сделала таким образом два горшочка и до сих пор считаю, что это лучшие мои работы.
Еще один повод для гордости — небольшой стаканчик для зубочисток, который я сделала полностью сама — от центровки до финального заглаживания.
Дома за полтора года занятий накопилось более 60 работ. Что-то подарила родным и друзьям, остальными пользуется семья. Кофе и чай я пью исключительно из своей глиняной кружки, тортики ем со своего блюдца, цветы ставлю в свои вазы — и для меня это огромное удовольствие!

01/

«Боженька погладил по голове»


Главное для начинающих гончаров — попасть в хорошие руки. Найти учителя, с которым не страшно ошибаться и который будет помогать развиваться от занятия к занятию. Для меня таким стал Сергей Михайлович Клещев.
Сам он из села Пояркова, профессиональный художник, в разные периоды своей жизни преподавал в школах, интернате, работал в художественных мастерских.
Впервые прикоснулся к глине он в 1993 году, знакомые помогли сделать гончарный круг, сам накопал глины и стал пробовать. Но спустя год работы случился затяжной перерыв. Вернулся к гончарному делу мастер только в 2012 году, когда ему было уже за 50.
«Тогда и началась моя эпопея с глиной. Тогда я окончательно понял, что это мое. Я же художник, мне важно рисовать. А глиной тоже можно рисовать — расписывать ее ангобами, создавать орнаменты, заниматься резьбой. Поначалу приходилось сложно — не было никакой литературы, никаких навыков. Но постепенно дело пошло в гору, — рассказывает Сергей Михайлович. — Я нашел хороших мастеров, они мне помогали, давали советы. Как говорится, стучись — и тебе откроют».
Благодаря врожденному таланту и упорству Сергей Михайлович из начинающего мастера всего за несколько лет стал профессионалом. Постоянный участник фестивалей, выставок и мероприятий различного уровня. На последнем фестивале «Живая глина», который проходил в «Албазинском остроге», занял почетное второе место. Сейчас готовится к финальному этапу всероссийских соревнований «Абилимпикс» в Москве. При том, что победы для мастера — дело уже привычное, побеждать для него не главное.
«Я уже вышел из того возраста, когда гонятся за призами. Для меня сейчас основное — учиться. Творческому человеку нужно постоянно постигать новое. Он не бывает доволен собой на 100 %, всегда есть к чему стремиться. Можно работать над более сложными формами, более объемными изделиями», — рассуждает гончар.
Сейчас у него собственная студия в АОДНТ, в которой занимаются и дети, и взрослые. Не все ученики готовы к долгой кропотливой работе, а между тем гончарное дело предполагает именно такой подход. Но и талант занимает не последнее место.
«Надо чтобы Боженька тебя хоть чуть-чуть по голове-то погладил, — считает Сергей Михайлович. — И к критике надо относиться спокойно. Поставишь цель — тогда все получится. Неудач будет много, но без них нельзя. Главное — почувствовать глину, понять ее и полюбить».

01/


Лично меня художественным талантом природа наделила минимально. Но полюбить глину я смогла. Для меня, как и для Сергея Михайловича, самое большое удовольствие — процесс творчества. Медитативное вращение круга, приятные тактильные ощущения, два часа без компьютера и соцсетей — то, за чем я прихожу в мастерскую уже полтора года, и то, что вдохновляет на свершения в других сферах.
Чтобы воплотить детскую мечту в реальность, достаточно заглянуть внутрь себя. А дальше дело за малым — идти и делать то, что тебе нравится!

Фото: SOVA

Сейчас читают

Разборы Магия фильтров: 9 интересных приложений для обработки фото в Instagram И ещё пять, на которые стоит обратить внимание. Игры «Мстители» атакуют: тест на знание Кинематографической вселенной Marvel Вспоминаем Халка, Тора и Капитана Америку События Вяжут не только бабушки: амурчанки разного возраста рассказали о своем хобби 12 сентября — Международный день вязания крючком. Этим видом рукоделия занимаются самые разные люди. Неважно, кто ты — молодая мама в декрете или школьница, бизнесвумен или дизайнер, опытная вязальщица или начинающая, главное — получать удовольствие от любимого дела. Жительницы Благовещенска рассказали корреспонденту SOVA о своем увлечении. Фото Instagram читаемый: топ-9 блогеров Благовещенска, которые делают интересный контент SOVA собрала список для фолловинга Интервью Тайну нотариусы умеют хранить хорошо Как пандемия изменила труд нотариусов и какие новые нотариальные действия доступны гражданам? Беседуем с Асей Ароновной Казарян, президентом Нотариальной палаты Амурской области. События Благовещенск вдоль Амура: что показать гостям города? Гуляем вместе с SOVA. Интервью «Лежишь и думаешь: этими деньгами я квартиру оплачу»: анонимно о сексе за рубли SOVA поговорила с тремя жительницами Благовещенска. Разборы У нас винтажные песни: три года с «Радио «Мир» Интервью ко дню рождения наших коллег.