После длительного затишья на рынке шоп-туров приморцев в соседний Китай, вызванного шоковым падением курса рубля, ситуация этим летом вдруг стала выправляться. Конечно, до прежних объемов далеко, но популярные направления приграничного туризма стали вновь заполняться туристами из Приморья, Хабаровского края, Амурской области. Оживились Суйфэньхэ, Хуньчунь, Мишань и другие приграничные населенные пункты, ориентированные на туриста из России.
Оживление во многом связано с новыми формами приграничной торговли. В Китае неожиданно проявился спрос на продукты из России, теперь в приграничных городах на каждом шагу можно встретить магазины, торгующие продукцией российской пищевой индустрии. Особенной популярностью пользуются мука, выпечка, мед, шоколад, мороженое, рыбные консервы, растительное масло, соки, консервированные овощи и соленья. Также в ходу алкогольная продукция — российское пиво, например «Три медведя», и более крепкие напитки — к примеру, настойки от «Уссурийского бальзама». Уловив конъюнктуру, россияне повезли в приграничные города продукты. Благо вывоз «для личного пользования» российская таможня никак не ограничивает, а китайская и вовсе дает «зеленый свет».
Так, например, власти Мишаня, чтобы поддержать объемы приграничной торговли, официально разрешили беспошлинный ввоз продукции на сумму до 5 тысяч юаней. К тому же предлагаются и другие поощряющие въездной туризм льготы для россиян — бесплатные туры, льготное проживание, предоставление торговых площадей. В Суйфэньхэ также вот-вот разрешат ввозить из России в Китай частным образом товар на сумму до 8 тысяч юаней.
Приморцы к регулярным турам в приграничные китайские города привыкли почти как к поездкам к себе на дачу — едут за покупками, саунами-массажами, да и просто поесть-отдохнуть на выходные. Отказываться из-за возросшей стоимости от таких поездок было бы обидно. И теперь, чтобы оправдать ставший на порядок дороже тур, они везут в Китай продукты буквально ящиками — масло, муку, шоколад, консервы. Благо принимающие российских туристов китайские фирмы быстро переориентировались и теперь лихо организуют сбыт привезенных россиянами ящиков с продуктами ко всеобщей выгоде.
При этом цены, по которым русские продукты продаются в Китае, могут сильно удивить соотечественников в пересчете на рубль. Так, банка сайры копченой в масле от «Доброфлота» стоит 25 юаней — что в пересчете на российскую валюту 250 рублей, колбаски от «Ратимира» «Альпийские» — 35 юаней (350 рублей), охотничьи колбаски от «Ратимира» — 45 юаней (450 рублей), бутылка растительного масла 850 рублей, «Панты на меду» от «Уссурийского бальзама» 1300 рублей, столько же стоит и «Русский остров» этого же производителя.
Также китайские туристические компании, подчиняясь растущему спросу, стали активно организовывать для своих сограждан туры как в приграничные китайские города, где уже построены большие торговые центры с российской продукцией, так и в саму Россию — за подешевевшими с падением рубля товарами. Среди них особой популярностью пользуются ювелирные украшения, особенно из янтаря, брэндовая одежда и, как уже было сказано выше, продукты российского производства.
Фото: «Восток-Медиа».