Валюта
$ 102.58
107.43
Ұ 13.94
9 мая 2019, 20:57

В погоне за пожаром: корреспондент АСН24 провел один день на линии «огненного» фронта

Горячая тема
В погоне за пожаром: корреспондент АСН24 провел один день на линии «огненного» фронта
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью

Что скрывается за сухими сводками о горящих лесах — в репортаже «Амурской службы новостей» (ФОТО, ВИДЕО).

Ежедневные сообщения о пожарах напоминают сообщения с фронта — строгие цифры статистики и скупые фразы вроде «ликвидировали пожар» и «огнем пройдено N гектаров леса». Такие новости редко привлекают внимание обычных читателей, поэтому их стараются приукрасить как могут. В погоне за пугающими заголовками, большими цифрами статистики и фотографиями объятого огнем леса забывается нелегкий труд тех, для кого борьба с пожарами — ежедневная работа. Чтобы увидеть это противостояние людей и стихии самому, необходимо покинуть свой дом поздней ночью и преодолеть почти половину области на машине, вертолете и вездеходе. Именно так сделал  корреспондент АСН24 и рассказал о нескольких моментах из одного дня с линии «огненного» фронта.

Дорога на взлет

Чтобы добраться из Благовещенска до подразделения «Амурской авиабазы» в Новокиевском Увале Мазановского района, нужно проехать несколько часов по ночным дорогам области. Непростой путь для тех, кто перед ответственным днем не может уснуть из-за волнения от предстоящего полета на вертолете. Особенно если такой путь в небо в новинку. 



Раннее утро на пустынной взлетной площадке на окраине села встречает холодным ветром и тишиной. Только бело-красный вертолет Ми-8Т возвышается над ровным полем. Через некоторое время к вертолету неспешно подходят механики, осматривают машину и готовят ее к долгому дню. К площадке подъезжает транспорт с горючим — заправляться придется несколько раз, ведь неизвестно, где полыхнет сегодня.




Затем к месту подтягиваются пилоты и группа людей с шевронами «Амурской авиабазы», которые полетят навстречу огню. Возле вертолета растет гора сумок и рюкзаков, где сложены припасы и необходимое снаряжение.



Пока первая группа готовится к своему вылету, нам о своей работе рассказывает человек, который встречает опасную стихию первым.

От орбиты до лесхоза

Марина Ющенко — диспетчер-информатор новокиевского подразделения Свободненского авиаотделения «Амурской авиабазы». Именно она раньше всех может заметить пожар в Мазановском районе. Начинается охота за пожарами с обнаружения термоточек с помощью космомониторинга. Спутники на орбите с помощью специальной аппаратуры наблюдают за поверхностью Земли и находят термические точки — особые тепловые аномалии. В большинстве случаев это некий очаг возгорания — будь то лесной пожар, горящий мусор или отжиг сельскохозяйственных территорий.



Диспетчер-информатор начинает работать с этими термоточками. Если они находятся на территории сельскохозяйственных земель, то о них сообщают единой дежурной диспетчерской службе. В том случае, если термическую аномалию зафиксировали на землях государственного лесного фонда, диспетчер сразу сообщает об этом летчику-наблюдателю и региональной диспетчерской службе «Амурской авиабазы». После того как с воздуха летчики проверили сообщения диспетчера, специалисты решают, сколько ресурсов и людей необходимо на ликвидацию огня. 

Работа диспетчера довольно ответственная, но Марина Ющенко говорит о ее сложности достаточно скромно. «Нормально, справляемся», — коротко отвечает она. 

Всего в новокиевском подразделении «Амурской авиабазы» работают 29 человек. Из них большую часть составляет парашютно-десантная группа из 26 человек. Помимо основной рабочей силы в состав подразделения входит водитель вездехода, летчик-наблюдатель и диспетчер-информатор. 

Как пояснила Марина Ющенко, зачастую бывает, что подразделение из одного района действует на пожаре в другом. Это связано с тем, что работа по борьбе с огнем идет непрерывная, а также с сильным разбросом обнаруженных возгораний по территории района. Именно для таких случаев и есть вертолет «Амурской авиабазы» Ми-8Т, который способен забрасывать людей и полезный груз на пожары. 

Группа, которая во время разговора погружается в вертолет, — это команда из десяти человек февральского авиаотделения и двух парашютистов из новокиевского подразделения, которые отправятся на уже замеченный из космоса пожар.

— По Новороссийке (село в Мазановском районе) «высветилась» термоточка, сейчас летнаб (летчик-наблюдатель) полетит отрабатывать ее. Если обнаружит пожар, то будут работать там, — рассказала Марина.



Вертолет взлетает. Держаться от него приходится на почтительном расстоянии: в глаза летит пыль, а потоки воздуха не дают стоять ровно. Относительно близко находится только пара человек, сидящих на оставшихся после погрузки сумках возле бетонной взлетной площадки. Они лишь привычно отворачиваются от мощного ветра от лопастей «вертушки». За пару минут она неспешно оторвалась от земли, пролетела пару десятков метров вдаль и унеслась вперед к огненной стихии.

До вылета

После этого мы знакомимся с Артемом Чемерисовым — заместителем начальника Мазановского лесхоза и начальником пожарно-технической станции. Именно он будет сопровождать нас в воздушной дороге до пожара и на месте показывать работу своих сотрудников.

— Куда мы сейчас летим?
— Пятый гослесфонд, Серышевское участковое лесничество, Серышевский район.
— А что там?
— Там пожар. Горят в основном мари. Лесные насаждения на данном этапе, особенно это характерно для весны, не горят за счет наличия мерзлоты. Этот пожар действует уже трое суток.

(Марь — название болотистой местности с большими кочками в тайге, характерное для употребления в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, — прим. ред.)

— Что за груз везут с собой люди?
— С собой у пожарных отрядов снаряжение и запас питания на пять дней. В основном это различные консервы — тушенка, сайра, каша, макаронные изделия, сгущенка. Рассчитано все по килокалориям на человека для его нормальной жизнедеятельности — 3 160 килокалорий. Далее идут теплые спальники, коврики туристические, палатки. Плюс обмундирование и снаряжение самого пожарного. Само собой, специальный костюм из 100 % хлопка, который не будет плавиться, плюс кирзачи или берцы.



После того как вертолет вернулся, пришла наша очередь погружаться на борт. Заняв свои места внутри машины, мы довольно быстро оторвались от земли и полетели навстречу пожару.

В погоне за пожаром

Волнение от взлета сменило любопытство видами, открывающимися из круглых окон вертолета. Довольно быстро обычный пейзаж ранней весны уступил место выгоревшим черным полям и марям, с поднимающимся над ними дымом. По мере приближения к точке посадки сгоревших территорий становилось все больше, и начал показываться сам пожар.







Выйдя из вертолета, мы увидели картину борьбы с огнем — жухлую траву под ногами сменил черно-серый покров, в воздухе витал пепел и запах гари, а лесхозовцы тушили оставшиеся очаги огня. Основная работа уже была сделана.




— Мы находимся сейчас на границе с Бирминским заказником, где действует пятый пожар в Серышевском районе за весенний пожароопасный период. Основная задача, помимо его тушения, — не пустить огонь на особо охраняемую территорию, — объясняет Артем Олегович, пока дымятся покрытые травой кочки.

Через некоторое время к команде, тушившей пожар, присоединяются остальные члены группы — всего 13 человек и вездеход.




— Практически ликвидирована одна кромка пожара. Мы сейчас на юго-восточной кромке находимся. Мы отрезаем пожар от Бирминского заказника, вот эта сопочка — это уже он начинается, — показал в сторону редкого леса Чемерисов.

— У этого пожара две головы, то есть он распространяется в разных направлениях. Голова — это основа пожара, самая большая и стремительная точка его распространения. Также у пожара есть фланги — правый, левый — и кромки. 

— А где сейчас голова пожара? 

— Голову пожара уже потушили, сейчас мы его добиваем. Сегодня очень благоприятная погода — низкая облачность, ни солнца, ни ветра. Буквально на протяжении четырех-пяти дней тут были порывы ветра до 18 км/с, когда практически невозможно было его остановить. 

Как объяснил начальник пожарно-технической станции Мазановского лесхоза, весенние пожары безопаснее осенних. Земля еще мерзлая и влажная, поэтому пожар проходит поверхностно, и лесной фонд, в основном, не страдает. Летом же есть опасность от торфяников, которые расположены преимущественно на севере области. Это северная часть Мазановского, Зейский, Тындинский и Селемджинский районы. 

Сухие цифры

И действительно, увидев своими глазами пожар, можно понять, что огонь идет по территории неравномерно. Грозные сводки о том, что горит более 14 га лесных массивов, не совсем соответствуют действительности.




— В таких подсчетах отталкиваются от того, что показывает космомониторинг — есть участки, покрытые лесом, и без леса. Мониторинг выдает общую площадь пройденного пожара, например, 100 га, а на ней насаждений зеленых только половина. Пожар туда даже не зашел, лесные насаждения не пострадали, но космомониторинг фиксирует общую площадь, из нее делают выборку.

— Получается, что цифры эти оторваны от реальности?

— В итоге в статистике пишется, что огонь прошел столько-то территории, покрытой лесом. Вы сами могли видеть, площадь пожара большая, но лесные насаждения — то тут, то там — не пострадали, — объясняет Артем Олегович.

Борьба с огнем ведется практически круглосуточно. Людей перебрасывают с места на место — в зависимости от того, где они нужнее.

— В основном, работают ночью и утром, когда нет ветра. Днем тоже тушим, конечно, — поясняют лесхозовцы.




В качестве бонуса к вылету нам предложили прокатиться на вездеходе. Машина шустро ехала по кочкам, преодолевая кустарники и небольшой валежник. На пересеченной местности такой транспорт просто необходим, особенно когда нужно быстро добраться до пожара с достаточным количеством людей и груза.



Работа в небе

После того как вертолет вернулся в Новокиевский Увал, нам удалось побеседовать и с теми, кто с работал с воздуха. Подробнее о рабочих вылетах и способностях вертолета «Амурской авиабазы» рассказал его второй пилот Владимир Никольский.




— Внутрь кабины можно четыре тонны брать. Всего мы можем забрать 22 пассажира, а максимальная взлетная масса — 12 тонн. Все зависит от погодных условий, загрузки вертолета, сложности задач и как далеко летим, — пояснил второй пилот.

Пролететь вертолет может до 250 км в одну сторону, но обычно летает гораздо ближе — радиус вылетов от 100 до 150 км. Летом его заправляют 750 литрами керосина на час полета, а зимой 800 литрами — часть топлива идет на обогрев кабины.




— В сутки мы можем летать и 8 часов, все зависит от того, где пожар находится. Если он примерно в 40 км — мы выполним 15 взлетов-посадок, если на 120 км от нас — мы меньше посадок будем совершать, — рассказал о горячей поре весеннего пожароопасного периода Владимир Никольский.

Во время выполнения летно-авиационных работ по тушению пожара экипаж вертолета состоит из четырех человек: командир вертолета, второй пилот, бортмеханик и летчик-наблюдатель. Взлет и посадку контролирует бортмеханик.

Что касается работы с пожарами, то главным в полете является летчик-наблюдатель. Он выполняет большую часть работы по анализу тушения пожара. Летчик-наблюдатель наводит экипаж воздушного судна на пожар, определяет его место и площадь, выбирает точки и тактику тушения огня, руководит высадкой парашютистов-пожарных и наземными группами. Вылетают на пожары не только на вертолете, но и на самолете Ан-2, с которого десантируются парашютисты.

Особенностями этой непростой работы с нами поделился старший летчик-наблюдатель Свободненского авиаотделения «Амурской авиабазы» Петр Александрович Светличный.



— Первоочередное — это определить направление движения пожара и его интенсивность, наметить мероприятия по тушению огня и руководство наземными группами, — рассказал Светличный.

Что касается ситуации в Мазановском районе, то она была достаточно сложная — действовало три крупных лесных пожара. К полудню ситуация стабилизировалась — пожарные группы на месте отработали большинство своих задач, осталось лишь небольшая территория.

— Сейчас я направил вездеход по восточной кромке четвертого пожара, пересадил группы парашютистов на кромку пожара и поставил им задачу, чтобы они двигались навстречу друг другу и обрабатывали кромку. Сами видели, что он практически не действует, есть только отдельные дымы — валежник, пни. С земли проедут, обработают, распилят и растащат валежник, где нужно вручную проложат минерализованные полосы и пожар будет локализован, — обрисовал оставшийся фронт работ летчик-наблюдатель.

(Минерализованные полосы — это искусственно созданные на почве участки, очищенные от лесных горючих материалов до обнажения минерального слоя лесной почвы. Их делают для препятствования распространению огня, так как гореть на них попросту нечему, — прим. ред.)

Самое сложное в работе летчика-наблюдателя — это правильно скоординировать людей и потушить пожар, а самый непростой период — это весна и осень, говорит Петр Александрович. Во время весенних пожаров в основном горит трава, но при сильном ветре в хвойных насаждениях пожар может переходить и в верховой.

Основная тактика тушения пожара при сильном ветре и верховых пожарах — отжиг встречным огнем. Для этого прокладывается минполоса техникой либо проходит бульдозер и снимает минеральный слой почвы, а затем производится встречный пал, пояснил нам летчик-наблюдатель «Амурской авиабазы».

Итог

Наблюдая за работой этих людей такое непродолжительное время, тяжело понять все тяготы и трудности, с которыми они сталкиваются каждый день. Вокруг них не витает героический ореол, хотя их труд поистине заслуживает высоких эпитетов. Обычному амурчанину о них известно довольно мало, а зря — ведь именно они без устали отстаивают природу Приамурья от огня.

9 мая 2019, 20:57
2569
Нравится
Нравится
0
Смеюсь
Смеюсь
0
Восхищаюсь
Восхищаюсь
0
Удивляюсь
Удивляюсь
0
Не нравится
Не нравится
0
Плачу
Плачу
0
Злюсь
Злюсь
0
Комментарии пока отсутствуют

Другие новости

Фламинго на Урале: вахтовики нашли в лесу истощенного птенца
Фламинго на Урале: вахтовики нашли в лесу истощенного птенца
в тюрьму за пять тысяч рублей: забайкалец украл с железной дороги амурской области металл
В тюрьму за пять тысяч рублей: забайкалец украл с железной дороги Амурской области металл
в чигирях пожаловались на опасные дороги и подтопление нечистотами
В Чигирях пожаловались на опасные дороги и подтопление нечистотами
«единственной маме на свете»: россияне покупают мамам аэрогрили, наборы для свечеварения и сладости
«Единственной маме на свете»: россияне покупают мамам аэрогрили, наборы для свечеварения и сладости