В амурское село староверов вблизи Бардагона (Свободненский район) из жаркой Бразилии Агриппина вместе с сыном переехала в декабре. В Россию женщина перебралась вслед за своей любовью — мужем Аликсием Килиным, в разных частях света они прожили почти 10 лет.
— Я родилась в Боливии. Когда было мне 4 года, семья переехала в Бразилию. С Аликсием познакомилась, когда во время школьных каникул со старшей сестрой поехали к родственникам в Уругвай. С того момента, как я увидела его глаза, поняла, что люблю. Признаюсь, что, если бы не муж, я бы никогда не оставила Бразилию, — рассказала девушка историю знакомства с мужем.
— Я очень их ждал. Построил дом, наладил быт. В первый день долго печку топили, чтобы туда жену с сыном привезти. Пока создавали «бразильский» климат в нашем доме, не могли наговориться с моими мамой и отцом в их доме до поздней ночи. Они ведь Дамиана и супругу очень давно не видели, — вспомнил глава семьи.
С оформлением документов для вступления в программу по переселению соотечественников супруге Аликсия помогли в Министерстве иностранных дел России и Агентстве по развитию человеческого капитала. Если никаких проблем не возникнет, то в этом году они смогут получить российское гражданство. А тем временем проблемы с оформлением документов продолжают испытывать семью на прочность, пишут «Зейские огни».
— Допускали ошибки в переводе документов, в написании имен. Мы приехали сюда в рамках госпрограммы по переселению соотечественников и уже на первых этапах были совершены ошибки. В Благовещенске сделали перевод документов правильно, зато теперь это не соответствует тем данным, которые были записаны первоначально. Виза уже закончилась. Нам дали отсрочку на месяц. Пока мы переделывали документы, просрочились справки об отсутствии судимости моя и сына, — посетовала Агриппина.
Между тем, Дамиан уже подружился с местными мальчишками и даже успел покататься на коньках на городском катке.
— В Бразилии Дамиан посещал школу. Здесь я тоже очень хочу, чтобы он учился. В России это крайне необходимо. Также за школьную парту хочу сесть и я. Читать на русском языке я умею, а вот писать — только на португальском. В этой стране по любому поводу необходимо заполнять бумаги и писать заявления. Лучше, если я сама буду уметь это делать, — пояснила женщина.
В Бразилии Агриппина занималась сыроделанием. Сейчас свое мастерство она начала практиковать на амурской земле. За две недели ее мастерство оценили некоторые свободненцы, в том числе и журналисты издания.
— Когда мы были совсем маленькими детьми, то наша мама прошла обучение этому делу. Местная учительница научила женщин мыловарению, сыроделанию и другим вещам, которые помогли бы домохозяйкам, не выходя из дома, зарабатывать деньги. Она очень много сил вложила в то, чтобы заинтересовать людей и научить изготавливать экологически чистые продукты. Человек принимает пищу как минимум три раза в день, а от ее качества зависит его здоровье. Мама прошла эти курсы. В то время у нас доилась всего одна корова. Но этого хватало, чтобы изготавливать сыр в небольших количествах для семьи и добиваться определенных вкусовых качеств. Ну, а затем ее сыр распробовали и стали покупать бразильцы. В итоге нам удалось добиться своего уникального вкуса. Это та же самая моцарелла, только без всяких искусственных добавок, — похвасталась Агриппина.
Сейчас женщина использует только молоко и закваску, выписанную из Москвы. Срок хранения ее сыра короче магазинного, но этот недостаток восполняет отсутствие консервантов: продукт стараются доставить клиенту в день изготовления. К тому же, семья планирует увеличить поголовье дойных коров при условии, что в Свободном появится спрос на сыр.
Продукцию староверов уже распробовали и представители строительных компаний, задействованных на строительстве Амурского газоперерабатывающего завода, а также молоко из хозяйства Килиных пьют на космодроме Восточный. Аликсий заключил договор с ними на поставку овощей и арбузов.
Однако есть еще один неприятный момент, с которым приходится сталкиваться не только староверам, но и всем приезжим — неприязнь со стороны местного населения. Вот и староверы сталкиваются с такими высказываниями, что мол им государство все дает, а местным жителям ничего.
— За примером далеко ходить не надо. Вчера в Благовещенске сидели в очереди к нотариусу, и две бабушки нас назвали халявщиками и бездельниками. Но что мы могли им ответить? Бог их простит. А знаете, неважно уже кто и что говорит, пусть только не мешают нам жить. Мы приехали сюда и не хотим кому-то навредить. То, чем мы здесь планируем заниматься, думаю, никому не помешает, — заявила Агриппина.
— Через несколько лет, когда мы окончательно встанем на ноги, люди тоже изменят свое мнение о нас. Им надо привыкнуть. А пока мы привыкли к тому, что где-то нам ставят палки в колеса. В Приморье вообще мой дом подожгли. Но родина есть родина, и мы хотим остаться здесь. Здесь даже климат лучше, — добавил Аликсий.
Фото: «Зейские огни»