«Мои куры хрустели на зубах медведя…»
— Мы живем тут, в шести километрах от города, уже больше 30 лет, и каждое лето у нас гости. Каждое лето я живу в страхе. За эти годы я уже изучила лай своих собак и понимаю, когда они лают на зверя — это совсем особенный лай, ни с чем не спутаешь. А своими глазами я видела диких животных первый раз в 2015 году, в июле. Приходила медведица с медвежонком. Тогда не тронули ничего, просто походили, понюхали собачьи чашки и ушли. А в этом году, в ночь с 22 на 23 июня, был просто кошмар, — говорит женщина.
По словам Веры Петровны, она услышала, что собаки просто сходят с ума. Их, к слову, у семьи Колесовых четверо. Около двух часов ночи женщина прислушалась и поняла: собаки разделились и лают сразу в трех местах.
— Я поняла, что пришли сразу три медведя. И тут услышала в летнем вольере для кур какой-то хруст непонятный. Пошла фонариком посветить, а там этот ушастый уже жрет кур моих! Прямо с насеста их снимает и жрет. Я быстро фонарик выключила, кое-как до дома допятилась, закрылась. И стала быстрее звонить в полицию, — вспоминает Вера Петровна.
В этот момент дома у женщины находились ее внуки. Вера Петровна говорит, что, по счастливой случайности, в то самое время дежурил ее знакомый, сотрудник полиции, он услышал, что звонят из поселка Яус, понял, что речь идет о семье Колесовых, и сам помчался за охотоведом. Оказывается, если речь идет о диком животном, просто так застрелить его полицейские не могут — обязательно должен присутствовать сотрудник охотуправления. Пока знакомый добирался до поселка, одно из животных — женщина считает, что это была самка — подошло уже прямо к дому.
— Меня всю трясло, давление поднялось, тут же дети! Мне в полиции говорят: «Женщина, не кричите!», а как не кричать? Очень страшно! Медведица то ли почувствовала что-то, не знаю, но она просто повернулась и ушла. А этот хрустит курами в курятнике, как ни в чем не бывало, и собаки в другой стороне еще на кого-то лают. Дело уже перед рассветом было. Знакомый привез охотоведа, тот давай звонить начальнику — как быть? Мол, медведь просто так не уйдет. Решили его пугнуть. Только он щелкнул затвором от ружья, тот сиганул с такой скоростью, что пробил в теплице два стекла, одно из них было витринное, толщиной миллиметров пять. Перескочил через забор и убежал. Охотовед еще выстрелил в воздух, обошел дом, все успокоилось. Детей знакомый сразу же забрал в город.
Новый гость
На следующую же ночь к Колесовым заявился другой медведь. Сфотографировать или снять на камеру эти визиты женщина даже не догадалась: по ее словам, за телефон хватаешься, чтобы только набрать 02.
— Я их уже по виду различаю. Тогда, в 2015-м, приходили рыжеватые, такие светло-коричневые. 22 июня были черные, с галстучком белым, симпатичные, особенно девочка. А 23 июня приходил бурый медведь — ходил прямо там, где ходила самочка, все нюхал. Мне потом охотник объяснил, что сейчас гон у них, и он именно по ее следу и пришел. Собаки все сразу на него бросились. Еще светло было, часов девять вечера. Смотрю — а он уже на курятнике. Наверное, по запаху нашел место, где тот, предыдущий, пролез. А муж-то разозлился: «Вот он опять тут все разворотит, а мне восстанавливать?». Взял топор, вышел на крыльцо и стал кричать на медведя: «Пошел, пошел!». Тот как развернулся и на мужа! Он еле успел забежать в дом и закрыться, — с ужасом рассказывает Вера Колесова.
Медведь какое-то время походил вокруг дома, снова попытался добыть кур, которых хозяева переселили в прочную клетку, и ни с чем ушел. С тех пор он заявлялся по ночам еще несколько раз.
«Рады бы переехать, да некуда»
Поселок Яус, где проживает семья Колесовых, начали расселять восемь лет назад. Но из-за сложностей с территориальной «принадлежностью» поселка расселение затянулось. Предлагали жителям переехать на другие станции, в общежития. Кто-то соглашался, постепенно поселок пустел.
— Как-то так получилось, что нам ничего не предложили. Документы я все подавала. Как раз начал строиться Таежный микрорайон в Тынде, думаю, узнаю свою очередь, донесла еще документы. Потом говорят: кто работал на строительстве БАМа до 1991 года, будет отдельная очередь, встали в нее. А недавно нам вообще сказали, что наш дом нигде не числится, и даже нашего поселка вроде как и нет. Но в избирательных-то списках мы есть, ни одних выборов с мужем не пропустили, и прописаны тут. Чья правда?
По словам Веры Петровны, жизнь на окраине леса с каждым годом все страшнее. Нельзя без оглядки выйти на улицу, привезти к себе внуков погостить, выйти за двор по грибы-ягоды — вдруг что случится? Супруг женщины работает в городе, и она целый день дома одна. Ближайший сосед живет за 200 метров, если что-то произойдет — и не докричишься. Правда, купила пенсионерка туристическую ракетницу, ею надеется отпугнуть зверя.
— Я писала заявление на имя главы Тындинского района Лысаковой, что одолели медведи. Мне ответили, что в полиции предупреждены, что на мой звонок сразу же приедет наряд. Предложили даже поставить наряд дежурить возле нас, но я отказалась: меня будут стеречь, а если какое преступление и они понадобятся? Так что полиции спасибо, всегда приходят на помощь.
Вера Колесова записалась на прием к заместителю мэра Тынды, чтобы выяснить, как и почему поселок оказался бесхозным. Ведь ждать переселения рядом с голодными косолапыми соседями жителям Яуса уже невмоготу.