Большинство жителей столицы Приамурья знают только об одном старом (по меркам дальневосточников) кладбище внутри города. Место массового упокоения находится на улице Мухина в квартале между Северной и Октябрьской. Захоронение скрыто от прохожих массивным белым забором. Более осведомленные в истории Благовещенска горожане помнят, что второе старинное сохранившиеся кладбище скрыто за базой ОПС.
Однако в начале 20-го века массовых захоронений на территории города насчитывалось восемь. «Амурская служба новостей» нашла информацию обо всех и выяснила, что время и люди не пощадили сакральные места.
Вознесенское
В 1869 году — через 13 лет после основания — Благовещенск успел разрастись от берега Амура только до нынешней улицы Горького. К этому времени упомянутое нами кладбище на Мухина уже существовало, только называлось оно Вознесенским. Однако на тот момент место массового захоронения находилось на задворках Благовещенска.Основано кладбище было в первые годы существования города. Со временем оно разрослось до двух кварталов и в итоге занимало квадрат улиц Вознесенской (Красноармейской) — Никольской (Комсомольской) — Северной — Графской (Калинина).
О Вознесенском кладбище до настоящего времени дошло больше информации, чем о других захоронениях. В упомянутом 1869 году это место ограждал глубокий ров со всех сторон. В 1890 году к нему добавилась и кирпичная ограда с красивыми трехарочными воротами. Вход на кладбище находился на нынешнем перекрестке улиц Комсомольской и Красноармейской.
В 1894 году на территории построили частную часовню, а двумя годами позже церковь во имя Вознесения Господня (Вознесенская).
«В Благовещенске до 1917 года кроме Молоканского, военного, еврейского кладбищ было и Вознесенское, где находили последний приют люди, в основном, состоятельные — «отцы» города, купцы, дворяне, промышленники, интеллигенция, почетные граждане города», — такие воспоминания хранятся в книге «Семь чудес Земли Амурской».
На главной аллее Вознесенского кладбища посетителей встречал двухметровый обелиск из черного мрамора. Золотыми буквами на нем было вытеснено, что покоится здесь гражданин Клосс — основатель Благовещенского пивоваренного завода. Напротив обелиска находился еще один художественный памятник — надгробие на могиле купца первой гильдии Бояринцева. Выполнен он был из четырех сортов мрамора. Композиция состояла из четырех зелено-серых колонн под два метра высотой на черном основании, между ними красно-серая стела, венчал конструкцию купол из ярко-белого мрамора. Монумент изготовили в Мюнхене. Греческая колонна в миниатюре украшала могилу жены золотопромышленника.
У простых горожан могилы на кладбище были с менее затейливыми украшениями: место захоронения капитана венчал якорь, а шофера — руль.
Вознесенское кладбище стало последним приютом для бойцов, погибших при подавлении кулацкого восстания.
Церковь и часовенку Вознесенского кладбища большевики разрушили в 30-х годах 20-го века.
Официально хоронить на Вознесенском кладбище запретил своим постановлением мэр города Александр Колядин в 1995 году. Однако последние захоронения здесь производились в 60-х годах.
В конце 80-х территория кладбища вдоль Октябрьской начала активно застраиваться гаражами. Однако жилые здания в квадрате Калинина — Красноармейской — Комсомольской — Октябрьской появились все же раньше — южную часть погоста начали засыпать в 50-х годах. На амурских форумах осталась информация, что при строительстве гаражей, особенно с погребом, рабочие травились трупным газом. Но документального подтверждения этому нет.
Японское и еврейское кладбища
Эти два места захоронения вписывались в границы Вознесенского кладбища — японских бойцов и евреев хоронили в его северной части.
«Ближе к улице Северной была группа могил с надписями на еврейском языке, а на одной по-русски: Левентась — известный до 1917 года владелец магазина головных уборов. Около еврейских могил — вертикальные доски с иероглифами черного цвета — останки умерших после 1945 года японских военнопленных», — упоминается в книге «Семь чудес Земли Амурской».
Молоканское кладбище
До революции Благовещенск на треть населяли «духовные христиане» — молокане. Приверженцев этой веры на Дальний Восток ссылали за сектантство. Однако многие молокане нашли себя здесь в предпринимательстве.«Духовные христиане» основали свое кладбище немного дальше от города. Располагалось оно в квадрате нынешних улиц Высокой — Калинина — Вокзальной — Шевченко. По размерам это кладбище было вторым в городе после Вознесенского. Для захоронения кладбище тем же приказом закрыл мэр Благовещенска в 1995 году.
Могилы на молоканском кладбище выглядели скромно: памятников не ставили. Похоронный ритуал был у «духовных христиан» лишен многой атрибутики.
Из воспоминаний М.П. Садовенко: «Хоронили, значит, на третьи сутки. Умирает человек, там моют. Гроб тогда не обивали ничем, просто такие доски всегда были. Просто доски сухие всегда держали на этот случай. Белый материал внутри, никаких цветочков, никаких веночков, ничего не было. Почему-то они очень не любили кладбище. Значит, никаких памятников... В день похорон пели... Пение я слышала сама, как чудно поют. Вот эти бабушки приходили, они обязательно пели. Отпевают, допустим, первый день отпевают, второй день. Вот сегодня, допустим, день похорон, вырубают две длинных жерди из березы и несут покойника на руках. Не на лошади... естественно. Значит, так: две жерди связывают в том месте, веревка где будет, поставить чтобы. Ставят гроб на плечи, эти жерди и понесли. Несут, опускают в могилу, закапывают. А эти жерди опускают тоже, вот так наискосок, чтобы все время торчали. Уже я знаю, жерди торчат, пока не сгниют. Ну, хоронят и кладут в могилу. Камни лежали на каждой могиле, и ничего больше не было. И старались не ходить больше туда. В родительский день придешь, можно было посыпать зерно, там пшено или пшеничку, больше ничего. ...Похоронили — и все, считали, что все, улетела душа. Поминки не справляли. Девять дней, сорок дней, нет-нет-нет».
Если на могилу молоканина не клался камень, то для нее делался своеобразный памятник — простой деревянный в виде тумбочки. На него повязывали полотенца. Этот атрибут получали люди, несшие тело покойника на кладбище. Они должны были после этого вымыть руки и вытереть о полотенца руки, таки образом очистившись от соприкосновения с покойником.
На скупых деревянных памятниках и могильном камне не изображалась никакая христианская символика: креста здесь нельзя было увидеть.
Сейчас небольшая часть молоканского кладбища сохранилась: занимает оно совсем небольшое пространство за базой ОПС. На остальной его территории расположилась упомянутая база и ряд торговых точек.
Магометанское кладбище
В дореволюционной России магометанами называли мусульман. В 20-м веке в городе существовала не только мечеть, но и отдельное мусульманское кладбище. Располагалось оно вблизи нынешнего железнодорожного вокзала в квадрате улиц Литейной — 50-летия Октября — Вокзальной — Шевченко.Однако в 40-х годах прошлого века его уничтожили. Сейчас на месте бывшего кладбища стоят жилые дома.
Военное кладбище
Об этом месте массового захоронения сохранилось совсем немного информации. Появилось оно в 1900 году. В этом году до Приамурья докатилось Ихэтуаньское (боксерское) восстание из Китая. 1 июля китайская батарея обстреляла русские пароходы, шедшие по Амуру. В ответ русские обстреляли поселок Сахалян. А через несколько дней амурский губернатор приказал переселить китайцев, живших в Благовещенске, в поселок Верхнеблаговещенский. Добираться до нового места им предложили вплавь. В городе же в это время начались массовые убийства китайцев и маньчжур.Погибших во время столкновений с китайцами русских казаков похоронили на военном кладбище, которое разбили в районе нынешней улицы Нагорной недалеко от места будущей ТЭЦ.
На кладбище установили памятный обелиск, который ныне не сохранился. В 2006 году при добыче песка в районе ТЭЦ рабочие наткнулись на человеческие останки и истлевшие фрагменты казацкой формы. Не исключено, что они как раз-таки натолкнулись на военное кладбище.
Информация об еще двух кладбищах Благовещенска до нас не дошла. Имеются лишь небольшие упоминания о планах городских властей обустроить холерное кладбище.
Захоронения церковные
Православная традиция хоронить в основании храма священнослужителей и меценатов получила широкое распространение и в Благовещенске. В сквере на площади Ленина, где располагается памятник Федору Мухину, в начале прошлого века стоял храм. Под ним были захоронены останки двух епископов — Макария Даурского и Павла Попова. В 30-е годы храм сгорел. Информации о переносе захоронений нет.
Во время реконструкции Кафедрального собора в Благовещенске на его месте археологи обнаружили останки четырех человек. Доподлинно удалось установить, что здесь покоится первый священник города Александр Сизой.
На месте Шадринского собора, который ранее находился вблизи перекрестка улиц Ленина и Чайковского, по словам горожан, захоронен сам меценат Семен Шадрин и его жена. Однако это не доказано.
На костях стоит и Амурский педагогический колледж. До революции здесь находилось женское епархиальное училище с домовой церковью. В склепе под ним похоронили жену местного золотопромышленника, попечительницу училища Ольгу Левашову. Однако в 1918 году во время гамовского мятежа матросы разграбили церковь и вскрыли могилу Левашовой: останки ее выкинули на улицу.
Братские могилы
На территории города расположены три братских могилы. Две из них расположились между стадионом «Спартак» и физкультурным техникумом. Здесь установлен монумент. Однако не многие знают, что в оживленном районе находится непосредственно место захоронения.
В одной из братских могил здесь покоятся 11 амурских коммунистов, павших под Казакевичево. Захоронение датируется 1921 годом. Первая братская могила появилась здесь годом ранее. Похоронены в ней 118 бойцов, павших в борьбе за советскую власть.
На территории бывшей РЭБ флота — в районе Ленина, 1 — расположено еще одно захоронение — 92-х красногвардейцев.
Для написания текста использовались материалы сайтов amurtaimen.ru, amurvisit.ru, геоамур.рф, vsehradost.ru, статей и книг: Н.А. Васильевой «Исторические особенности формирования планировки и застройки г. Благовещенска в XIX — начале XX вв», «Семь чудес земли Амурской», Е.В. Буянова «Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине XIX — первой трети XX в.».