По информации Государственного архива Амурской области, ровно 130 лет — 1 ноября 1895 года — в Благовещенске произошло знаковое событие. На улице Большой (сейчас Ленина) между Загородной и набережной реки Зеи было открыто движение дилижансов.
Как сообщает книга «Деловой мир Приамурья (середина XIX — начало XX века)», изданная «Амурской ярмаркой», в конце XIX века в регионе предпринимались попытки организовать движение дилижансов между населенными пунктами и омнибусов, или «общественных экипажей», в Благовещенске.
«Товарищество дилижансового сообщения» в 1895 году решало вопрос о поставках безрессорных дилижансов с условием их замены к 1897 году на рессорные, европейского образца, заказанные в Гамбурге. Однако многоместные тяжелые кареты для перевозки пассажиров и почты, распространенные в Европе и США, в Приамурье надежд не оправдали. Как отмечают в книге, в условиях хронического местного бездорожья они оказались нерентабельными.
В Благовещенске омнибусы использовались «Товариществом по эксплуатации городских и загородных экипажей» для движения по улице Большой. Годовая выручка в 1897 году составила 9 944 рубля — этой суммы едва хватало на покрытие накладных расходов, львиную долю которых составляла стоимость корма для лошадей.
Попытка организовать еще один маршрут по улице Амурской оказалась неудачной, так как принесла за год только 543 рубля. В связи с образовавшейся недоимкой товарищество обратилось за финансовой помощью к гласным Городской думы, но получило отказ.
Таким образом, подытожили историки, работа омнибусов, с которых начинался общественный транспорт в городе, оказалась убыточной и нуждалась в поддержке городских властей.
То, что первый общественный транспорт города не пользовался особой популярностью у населения, подтверждают и фото тех лет. В группе «История Благовещенска в фотографиях» в «Одноклассниках» — настоящей кладези архивных материалов — нам не удалось найти ни одной фотографии с изображением дилижанса или омнибуса. А на улице Большой запечатлены лишь телеги или одиночные экипажи.
Что касается убыточности общественного транспорта, похоже, за 130 лет в Благовещенске мало что изменилось. По этим же самым причинам в городе перестали ходить троллейбусы, закрылись некоторые автобусные маршруты, а предприниматели отказываются заниматься перевозками, ссылаясь на отсутствие дохода.
- Ранее АСН24 писала, что ничего не изменилось в амурской столице за сто лет и касательно «ливневок»: в 1915 году они точно так же не справлялись с потоками воды после сильных ливней.
Фото: Госархив Амурской области, ok.ru/istoriyabl