Читатели АСН24 прислали фото нескольких объявлений, появившихся на днях в разных супермаркетах города. Содержание обращений незначительно отличается, но смысл один — актуальную стоимость товара покупатели узнают лишь на кассе.
Имеет ли продавец право лишать покупателя определенности, «Амурской службе новостей» рассказали в региональном управлении Роспотребнадзора. Как выяснилось, торговые точки по-прежнему обязаны продавать свои товары по ценам, указанным на ценниках.
«Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре, в том числе о его цене (ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»). Кроме того, в Гражданском кодексе РФ есть понятие оферта, то есть предложение с зафиксированными условиями приобретения товаров. Ценник на товаре в магазине является именно публичной офертой, и продавец в магазине обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана.
Если на полке в магазине указана одна цена товара, а на кассе этот товар пробивают по другой цене, которая чаще всего выше указанной на ценнике, то в такой ситуации потребитель имеет право требовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике», — сообщает Роспотребнадзор.
Если покупатель, уже расплатившись, заметил разницу между информацией на ценнике и той, что оказалась в чеке, он может потребовать от магазина возместить эту разницу или вернуть деньги за товар. Причем выбирает, вернуть разницу или отдать товар и забрать его стоимость обратно, именно покупатель, а не продавец.
Покупки через интернет
При дистанционной продаже товаров продавец обязан разместить публичную оферту на своем сайте. Фиксация цены происходит в момент оформления заказа с присвоением ему номера, позволяющего потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. При этом изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец уже не вправе. Даже если товар не был оплачен сразу.
Однако у продавцов есть одна лазейка.
«На сегодняшний день продавцы часто отказываются передать потребителям товар по объявленной ими и оплаченной цене, ссылаясь на необходимость изменения цены договора или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств», — отмечают в амурском управлении Роспотребнадзора.
Такая возможность закреплена в статье 451 Гражданского кодекса, но для ее воплощения продавцу нужно выполнить определенные условия. Ему необходимо заключить со вторым участником сделки письменное соглашение об изменении условий договора в связи с новыми обстоятельствами, другими словами — получить письменное согласие покупателя. И если покупатель не идет на такой шаг добровольно, продавец может обратиться в суд с требованием о расторжении договора. Продавец не может расторгнуть договор или признать его незаключенным самостоятельно.
«Потребитель в любом случае вправе требовать исполнения заключенного договора: как передачи товара по оплаченной цене или цене заказа, так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь», — добавили в надзорном органе.
Проверки предпринимателей
Однако проверки магазинам, замеченным в недобросовестном поведении, до конца 2022 года не грозят. Поблажку обеспечивает постановление правительства РФ от 10 марта 2022 года. Согласно ему, отсутствие ценников или недостоверная информация на них не являются основанием для проведения надзорных мероприятий. Допускается только проведение профилактических мероприятий, в рамках которых надзорные органы могут объявить контролируемому лицу лишь предостережение.
«В случае поступления письменных обращений выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований», — сообщили в амурском управлении.
Какая ответственность грозит нарушителям и грозит ли она в принципе, в Роспотребнадзоре не сообщили.