Лейтмотивом разговора Соловейчика была свобода и самостоятельность как новая грамотность. Это касалось как детей, которых нынешняя система образования загоняет в рамки, так и учителей, которые стонут под гнетом двойных ставок и объема бумажной работы. Он пояснил, что только 5 % педагогов в России работают на одну ставку, в то время как порядка 65 % учителей берут полторы ставки, а еще 30 % — две. Причина этого проста — зарплата низкая, поэтому и нагрузку приходится брать больше. Соловейчик заявил, что «Новые люди» намерены добиться более справедливой зарплаты для всех педагогов — на уровне 75 тысяч рублей. Кроме того, следует запретить вытеснять педагогов на полторы и две ставки.
— Освободим педагогов — создадим будущее нашей страны. Педагог должен свободно жить, иметь достаточно времени и знать, куда его девать, — заявил эксперт.
Также представитель партии предложил упразднить Рособрнадзор как инструмент излишнего контроля в образовании. Он привел в пример частных репетиторов, которые не подчинены многочисленным правилам и требованиям, но достигают необходимых результатов в помощи ученикам со сложными темами и подготовке к экзаменам.
Педагог должен свободно жить, иметь достаточно времени и знать, куда его девать
— Есть у нас когорта учителей в стране, которые не зависят ни от кого, над которыми нет регуляторов, которые независимо живут своей жизнью. Их очень много, и они показывают самые высокие результаты в образовании. Кто эта целая армия педагогов, которые не подчиняются никому? Репетиторы! — пояснил Соловейчик.
Другой историей, которая «зажгла» живое обсуждение, стала тема учебников. Артем Соловейчик рассказал о своем опыте работы в издательстве «Просвещение», переходе в альтернативное ему издательство «Российский учебник», сложностях этого бизнеса и перипетиях с федеральным перечнем учебников. В частности, он подверг критике текущую тенденцию, по которой в основном школы заказывают старые учебники, созданные до 1991 года.
— Мы все живем как заложники этой истории. Какие учебники издательство делает дешевле всего? Именно эти 20 % старых, неменяющихся учебников, которые дают 80 % тиража, — отметил эксперт.
Среди других инициатив «Новых людей» — убрать в законодательстве возможность увольнять директоров школ без объяснения причин.
— Убрать 278 статью ТК РФ, а именно ее применение в образовании, по которой директор школы может быть уволен без объяснения причин. Эта страшная статья, она появилась из наших же рук — бизнесменов. Когда мы все выросли, у нас стали большие компании и мы стали ставить наемных менеджеров, мы ввели статью, по которой учредитель мог уволить менеджера с тремя зарплатами без объяснения причин. Это стало работать и в педагогике, никто этого не отследил — система этим стала пользоваться, — рассказал Соловейчик.
Впрочем, речь на встрече с амурчанами шла не только об обсуждении проблем, но и о теме, которая была близка всем — о детях. Соловейчик рассказал и о тенденции перехода к домашней системе обучения, поделился воспоминаниями о детстве и собственном опыте воспитания детей. По мнению Артема Симоновича, задача школы не только в том, что понять, как работает мир, но и в формировании целостной картины мира.
— Что мы делаем в школе сегодня? Вся наука занимается тем, как разбить все знание мира на маленькие сегменты, которые можно преподать. Мы предъявляем эти кусочки знаний до степени усвоения, а затем воссоздаем из усвоенных учениками знаний целостную картину. Но у нас школа эту картину не воссоздает, все образование должно перевернуться и идти от этого, — отметил Соловейчик.