Как объяснил мужчина, несколько лет назад они взяли кредиты на семейные нужды, а оплатить их было нечем. Затем ситуация исправилась, но приставы заблокировали зарплатную карту его супруги.
— Все поступления — зарплата, аванс и даже детские пособия и другие социальные выплаты — ими сразу же снимаются. Живем только на мою зарплату, — рассказал отец четверых детей.
Здравствуйте, у вас долг
Как объяснил Роман, осенью 2020 года его супруге пришло извещение о том, что нужно погасить долг — 66 тысяч рублей. Жене с трудом, с помощью начальства, удалось попасть к приставам и договориться о вычете определенной суммы из зарплаты. Тогда у женщины сняли около 15 тысяч рублей, а затем пришло оповещение на портале Госуслуг о том, что сумма долга полностью погашена.
— Мы так и не поняли, что произошло. Но долг исчез. По причине невозможности попасть к приставам жена не стала выяснять, с чем это связано. И мы стали ждать, что будет дальше. В марте 2021 года ситуация повторилась. Снова пришло оповещение о долге 66 000 рублей и снова заблокировали карту. Не сразу — сначала сняли 50 % зарплаты. Остаток и детские мы успели переслать мою на карту. Следующие перечисления уже снять или переслать нам не удалось. Все снимал банк, — пояснил амурчанин.
Его супруге вновь с нескольких попыток удалось попасть в кабинет приставов, где ей, по ее словам, ничего не объяснили и оставили полный долг в 66 тысяч рублей. Предыдущие 15 тысяч рублей в счет оплаченного долга, по словам нашего собеседника, так и не учли.
Все детские пособия и прочие выплаты с карты снимаются банком сразу же после поступления
— Все детские пособия и прочие выплаты с карты снимаются банком сразу же после поступления. И эти средства учитываются и долг списывается, слава богу. Но как вернуть деньги, которые сняты осенью 2020 года и не учтены? Они так и не ответили. Еще посоветовали жене написать письмо им же, что она давно сделала, но ответа нет, — недоумевает житель Свободного.
По словам мужчины, сейчас арестована и его карта. Авансом он успел воспользоваться, но зарплата может и не дойти.
— Мне пришло оповещение о долге 32 тысячи рублей. Мы в тупике. От приставов ничего не добиться. Тем более, мы согласны идти на контакт и выплатить постепенно эти суммы. Но нам просто не дают этого сделать, — отмечает Роман.
От снятия до снятия
Позже мужчина рассказал редакции, что эта сумма оказалась тем же долгом, который висит и на его супруге.— Мы выяснили сейчас с женой, что 32 500, которые мне пришли, это как раз ей и осталось эту сумму выплатить. Видимо, они учли эти 15 тысяч прошлогодние все-таки. Сейчас мы все эти документы разобрали, и получается, что моя карта арестована тоже и-за ее долга. Что получается, они не могли это все нормально оформить, чтобы с ее карты эта сумма высчитывалась? — удивился Роман.
Из отпускных у мужчины сняли примерно половину суммы — остальные деньги он успел перевести на карту дочери. На карту его жены пришло пособие по уходу за ребенком, которое семья тоже заблаговременно сняла, поэтому деньги на существование у них остались. Выяснить у приставов подробности того, почему так происходит, а также почему списанные суммы до сих пор не учитываются, амурчанин пока не сумел.
Ответ приставов
АСН24 направила запрос в управление ФССП по Амурской области с вопросами о сложившейся ситуации. На вопрос о том, почему у должников могут снимать всю сумму зарплат и пособий, в ведомстве сослались на ряд статей закона «Об исполнительном производстве». В статье 99 говорится, что размер снимаемых в пользу долга денег считается из суммы, оставшейся после удержания налогов. При этом, даже если исполнительных документов несколько, с должника может быть удержано не более 50 % зарплаты и иных доходов.Для разных доходов это ограничение разное. Согласно части 3 статьи 99, с ряда пособий и выплат — алиментов на детей, возмещений вреда здоровью, выплат за потерю кормильца и возмещений ущерба, причиненного преступлением — удержание не может превышать 70 %.
Правда, в этой ситуации есть одна проблема. Как писала еще в сентябре 2019 года «Российская газета», раньше судебные приставы не отличали на счете должника один рубль от другого.
«На практике случаются ситуации, когда у должника списывают со счета деньги, которые ни при каких обстоятельствах нельзя было брать. Как рассказывали представители Федеральной службы судебных приставов, проблема в том, что подобные социальные выплаты никак не выделены. Приставы видят только номер счета и сумму. Все. Откуда пришли деньги, информации нет», — поясняли в «РГ».
Как уточняет «Парламентская газета», ситуация изменилась с 1 июля 2020 года, когда вступили в силу поправки в закон об исполнительном производстве. Согласно ним, работодатели и другие лица, которые платят должнику, должны указывать код дохода в платежном документе: например, код «1» — зарплата, код «2» — социальные выплаты. Сам должник может предупредить об этих платежах пристава, и его пособия не должны забирать полностью.
В ФССП также пояснили, что проверить правильность списания денег со счетов можно двумя способами: получить платежные документы у пристава или провести сверку с взыскателем, в пользу которого перечисляются средства.
Что касается проблем с посещением отдела судебных приставов, то в ведомстве заявили об их штатной работе.
«Ограничительные меры в работе структурных отделений действуют в рамках распоряжения губернатора Амурской области, то есть деятельность осуществляется в штатном режиме с соблюдением мер безопасности во избежание распространения коронавирусной инфекции (соблюдение дистанции, обязательны медицинские маски).
В начале этого года «Парламентская газета» рассказала о законопроекте, который должен защитить минимальный доход должников от списания судебными приставами. В 2021 году прожиточный минимум составляет 11 653 рубля, для трудоспособного населения — 12 702 рубля, для пенсионеров — 10 022 рубля.