«События складывались следующим образом: кучево-дождевое облако с «хоботом» (верхней воронкой) зашло с юго-востока, со стороны Китая. Рождением смерча специалисты полагают момент возникновения нижней воронки, которая в считанные секунды соединилась с верхней. Произошло это на набережной Амура, в районе МГУ им. Невельского, в 18:45. Единственная в черте города метеостанция осталась в стороне от возникновения смерча, поэтому никаких измеренных параметров зафиксировать не удалось, а восстанавливали картину специалисты по следам разрушений. От Амура смерч двигался таким маршрутом: с набережной в районе Политехнической по Ленина — Театральной — Зейской — Трудовой — Горького — 50-летия Октября — Тенистой — Калинина — Новотроицкому шоссе. Временами смерч «подпрыгивал», то есть полоса разрушений прекращалась на несколько десятков метров, потом возобновлялась. По совокупности он прошел около 10 километров. Ширину захвата в условиях городской застройки оценить было трудно, ориентировочно она достигала 300-400 метров, местами меньше. Около 19 часов смерч полностью исчез над чигиринскими полями, нанеся наибольшие разрушения району авторынка», — рассказали амурские синоптики.
Практически все источники в Интернете подчеркнули, что это первый случай прохода разрушительного смерча по населенным районам крупного города. Действительно, в ХХ веке в истории известно лишь два подобных случая: в 1904 в Москве, в 1974 году в городе Горьком (Нижний Новгород). Это что касается городов. А самый катастрофический смерч в истории России случился 9 июня 1984 года и прошел преимущественно по сельской местности через Московскую, Калининскую, Ярославскую и Костромскую области. Общее количество жертв было огромным (официально — 57 человек), точное число погибших и по сей день неизвестно. Благовещенский смерч стал причиной смерти двух человек.
По шкале Фуджита-Персона, оценивающей интенсивность торнадо по скорости ветра внутри вихря (не измерено), длине и ширине траектории, благовещенскому смерчу можно присвоить индекс F2-F3 (максимальный — F6). По принятой в США 5-балльной шкале оценке интенсивности торнадо по степени разрушений смерч 2011 года можно отнести к 3-4 балльному (4 балла — «смерчи могут переносить по воздуху легковые, и иногда грузовые автомобили»).