В краеведческом инстаграм-аккаунте @amurotgoloski был опубликован пост, в котором высказывалось общее мнение амурских краеведов о том, что в Благовещенской епархии пытаются переписать историю.
В комментариях множество жителей Благовещенска написали о том, что пожертвования неравнодушных и верующих горожан более 10 лет собирались именно на восстановление Шадринского собора, урны для сбора средств сопровождались фотографией храма, построенного в 1902-м и взорванного в 1936 году.
В новом выпуске проекта «Живое слово», опубликованном на сайте Благовещенской епархии, архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан отвечает на вопросы о строительстве нового храма-часовни и судьбе Шадринского собора. «Амурская служба новостей» публикует выдержки из интервью, а также его видеоверсию.
О Шадринском соборе и новой часовне
«В связи с тем, что сейчас нет возможности восстановить Троицкую церковь бывшего женского монастыря, именуемую Шадринским собором, принято решение — оно было озвучено еще лет пять назад — построить маленькую церковь рядом, чтобы на этом месте совершались богослужения, была духовная жизнь, чтобы люди молились круглый год, и тем самым возрождалась память о монастыре и о том соборе, который был на этом историческом месте. Это место женского монастыря, и сохранились сегодня несколько корпусов этого монастыря. Строительство маленького храма не задействует место фундамента Троицкого собора. Нельзя десятками лет держать землю и ничего не делать. Если мы не можем построить большое, мы строим маленькую церковь и потихонечку подводим к тому, что появится большой храм. В нашем случае, в этом месте, я надеюсь, что это будет Троицкий собор женского монастыря в честь Албазинской иконы Божией Матери».
О пожертвованиях на восстановление собора
«Храм, который строится на историческом месте женского монастыря, имеет свою юридическую общину. Это не просто группа верующих, это люди, которые официально отвечают не только за стройку, но и за жизнь будущего прихода. Там есть своя ревизионная комиссия, свой бухгалтер и свой счет. Чтобы с кого-то требовать, чтобы кто-то был подотчетен правящему архиерею, мы должны с кого-то спрашивать. Но денег было мало, и те кружки, которые расставлены по городу для пожертвований, оказывались часто пустыми. Это крохи. Люди наши не настолько богаты, чтобы опускать туда миллионы или даже миллиарды, да? Поэтому по моему благословению эти кружки заменены на другие кружки для пожертвований — уже для общины, которая сегодня строит этот храм. Это небольшие деньги. Насколько я помню по отчетности, это если было миллион-полтора за все время, и на этом все. Те фонды, которые пытались поначалу помогать, они тоже были безденежными. А первоначальные взносы, как мне кажется, были потрачены еще на разборку кинотеатра, который был на этом месте, какие-то суммы тратились на уставные вещи. Та сумма, которая осталась, она останется за Троицким собором. Маленькая церковь строится на совершенно другие пожертвования. Сейчас надо поддержать этот маленький храм, эту общину, которая уже будет проводить всякого рода объявления, сборы на строительство будущего Троицкого собора, на них будет возложена эта ответственность».
Об общественном мнении
«Это группа людей, которые всегда так себя проявляют по отношению к любому строительству, на историческом месте, на новом месте. Это же происходило со строительством храма Святой Ксении Петербургской в микрорайоне, это же происходило, когда строили Триумфальную арку, эти же люди, по рассказам моих друзей, кричали: «Кому это надо?» Я считаю, что это проблема церкви, проблема Благовещенской епархии, и мы ее логично решаем, потому что место, переданное церкви, не может быть заброшенным и поругаемым. Все оформлено официально со всеми нужными организациями, мы имеем поддержку губернатора Амурской области, мэра нашего города, а самое главное — поддержку тысяч горожан, иначе не было бы возможности построить этот храм, он тоже требует серьезных вложений.
Строительство Троицкого собора было инициировано светскими властями, по тем временам было выгодно в предвыборной кампании красиво и много наобещать. Я сейчас вообще с удивлением отношусь к тому, как могли поверить, что могут губернатор или мэрия построить храм, ведь церковь у нас от государства отделена. И это не задача светской власти, это задача епархии. Но резко поменялись времена, поменялись люди. Очень жаль, что десятки лет это место зарастает бурьяном и является местом сбора так называемых «отдыхающих». Сейчас собор не возродить. И места мало, и часть прилегающей территории застроена другими организациями. Это будет очень затратный проект».
О будущем храме на «Золотой миле»
«Что касается возможности построить возрожденный Шадринский собор на набережной Амура. Там будет построен храм именно в русском стиле, каменный собор. Нас поддержали наши горожане, тем более что это будет тот же архитектор, который строил храм Христа Спасителя в Москве. Это важно еще и потому, что через реку совсем другое государство с другой культурой и идеологией, и важно показать, что мы русские, русский город. Это хороший проект, достаточно экономичный, красивый, он также осуществлен уже в городе Пушкине — знаменитый Екатерининский собор. Хорошо, что наш город будет в разных местах застроен храмами в разном стиле».
О позиции епархии
«Мнений может быть всегда очень много, и они будут всегда разные. Каждый на свой лад будет спорить, говорить, рассуждать. Но позиция Благовещенской епархии должна быть интересна всем, потому что эта проблема является напрямую проблемой епархии, а не просто тех, кто проявляет любопытство, знания, какие-то свои видения и еще какие-то фантазии. Десятки лет не было возможности и финансовых средств, на которые можно было как-то начать эти работы. И в связи с тем, что это такой дорогостоящий проект, мы приняли решение, чтобы не терять время, чтобы это место не было пусто, не было местом сбора каких-то бомжей, пьяниц, где будут распивать спиртное и вести себя безобразно. Приняли решение это место оградить, чтоб оно было охраняемо, чтобы там была маленькая церквушка. Чтобы это место построенным храмом напоминало об историческом прошлом.
Нашим недоброжелателям и тем, кто хотел бы нас в чем-то упрекнуть, мы даже благодарны. Благодаря им мы еще раз напомним амурскому обществу и тем организациям, которые застроили место монастыря, и для них это частная или коммерческая собственность, или тем учебным заведениям, которые пользуются корпусами монастыря, о том, что приходит время, когда надо многое пересматривать. Ведь очень долгое время мы ни на что не претендовали, не выгоняли из монастырских корпусов учебное заведение, которое рядом находится, мы создали новый монастырь в честь Албазинской иконы, только чтобы никого не обидеть, чтобы не было ссор, раздоров, чтобы это место приносило пользу жителям Благовещенска, а не создавало какие-то проблемы. Мы не можем допустить, чтобы сотни лет строился храм. Место пустует, а оно должно работать, приносить радость, в первую очередь, верующим людям. Потому что мнение людей, далеких от церкви, атеистически настроенных, нас совершенно не волнует. Мы готовы удовлетворять просьбы и желания верующих православных амурчан, а их тысячи. И они просят, чтобы на этом месте появился хотя бы небольшой храм. А строительство Шадринского собора — это дело будущего».