На краю безысходности
Как сделать жизнь в поселке более комфортной – головная боль главы администрации Инны Будниковой. Молодая, симпатичная, полная энергии, она стоит на передовой борьбы с безысходностью с мая 2017 года.
— В 1974 году, в самый расцвет поселка, в нем проживало 969 человек, в 2005 году численность населения составляла 500 человек, сейчас в поселке осталось около 200. Много пожилых. Жизнь не вечная, старики уходят. За прошлый год только человек восемь умерли, — рассказала Инна Ивановна.
Вымирающий поселок. Таких, как Хвойный, на нашей карте превеликое множество. Люди, те, кто помоложе, уезжают в поисках лучшей доли, а вернее — работы. Остаются пожилые, старики, да те немногие, что сердцем прикипели к родному краю, из них кто-то работает на железной дороге, кто-то — вахтовым методом. Есть в Хвойном и настоящие хозяева, способствующие благоустройству поселка, — в хорошем состоянии содержат жилье, летом возле дома разбивают цветники, зимой украшают придомовую территорию к новогодним праздникам. А хорошие хозяева, любящие и умеющие работать, как правило, и живут хорошо, у них и подсобное хозяйство имеется — поросят содержат, кур.
— Поросят берут для себя, чтобы вырастить на убой, а вот держать крупный рогатый скот, несмотря на то что проблем с пастбищами нет, люди не решаются — затратно, один завоз кормов чего стоит, дорого все это, — говорит глава. — В 2018 году администрация района оказала содействие в завозе поросят и кормов. Все заявки жителей поселка были удовлетворены. Это стало хорошим подспорьем. В 2019 году с подвозом кормов были уже проблемы.
Были бы деньги
Инна Ивановна живет в Хвойном с шестилетнего возраста. Она еще застала расцвет поселка, а теперь на ее глазах он угасает, и от этого становится горько.
Проблем, как и во всех небольших поселениях, множество. Первая и основная — котельная, что отапливает школу, клуб, здание администрации и два жилых дома. Необходима ее реконструкция, замена теплосетей. На эти цели нужны деньги, которых в бюджете поселения нет.
Ну кто к нам приедет
Если касаться медицины, то на территории поселка есть ФАП. Есть-то он есть, только и здесь проблема. Кадровая.
— Поселок отдаленный. Если в Горном хоть железная дорога рядом, то у нас медвежий угол. До Милько нужно час ехать, потом поездом до Тынды или Огорона, до Благовещенска — через Февральск. Благоустроенного жилья нет, ну кто к нам приедет? – говорит глава поселения.
В случае критической ситуации, если нужно оказать экстренную медицинскую помощь, вызывают санавиацию либо везут до Верхнезейска или Берегового.
Коснулись темы жилья, и опять проблема. В основном все дома были построены в 70-х годах прошлого века. Признать их ветхими, чтобы появилась возможность вступить в программу по переселению из ветхого жилья, хорошо бы было. Но для этого надо пригласить из области эксперта, а значит, нужны деньги, которых в бюджете поселка нет.
— У нас некоторые стоят в очереди по переселению из районов Крайнего Севера, — говорит глава, — в прошлом году по этой программе получили жилье только два человека. В общей сложности по переселению в очереди стоит около 40 человек. Вот уедут они, останется в Хвойном чуть более 100 человек. Вымирающий поселок, бесперспективный. Были бы деньги, чтобы купить жилье в других поселках или городах, люди бы давно уже уехали.
Кадровый голод зацепил своим крылом и сферу образования. Вышли из положения, переучив несколько педагогов.
— Школа у нас хорошая, замечательные учителя, — продолжает Инна Ивановна, — только второй год в поселке нет одиннадцатого класса. Ребята, закончив девять классов, навсегда попрощавшись с малой родиной, поступают учиться в колледжи. Получив специальность, не возвращается никто.
Хочется, чтобы было идеально
Даже в самом маленьком поселении найдутся творческие люди. Хвойный — не исключение. В клубе работает несколько детских формирований. Они, как и вокальная группа «Сударушки», — постоянные участники всех праздничных мероприятий. Есть и библиотека, которая недавно пополнилась новыми изданиями. О чем сокрушается глава поселения, так это о том, что в клубе, построенном в 1989 году, окна требуют замены. За эти годы они изжили себя напрочь, да и крышу отремонтировать не мешало бы — минувшим летом во время дождей стала протекать.
— Хочется, чтобы в поселке в плане благоустройства было идеально, — говорит Инна Ивановна. — У нас много пустующего жилья, от которого надо избавляться. Для этого нужны людские ресурсы: техника есть, а вот людей, которые могли бы разобрать строения, нет. Пожарный надзор прислал предостережение, что необходимо срочно разобрать дома, а делать это некому.
Дороги утюжат на тракторе
Содержать дороги в поселке надо? Надо! А как, если денег нет? Летом глава заключает договор с владельцем трактора «Беларусь», который цепляет к стальному коню «гуску» (фрагмент ленты гусеничного трактора) и этим нехитрым приспособлением «утюжит» местные магистрали. Зимой картина повторяется, но вместо «гуски» — огромное колесо.
— В текущем году в бюджет поселения на содержание дорог заложено 134 тысячи рублей. По плану сюда войдут грейдеровка и подсыпка дорог, приобретение пяти уличных светильников и присоединение двух дополнительных, — делится глава.
На ближайшую перспективу есть мечта у главы поселения, вернее, две: разбить цветники возле здания администрации и установить Доску памяти, на которую будут занесены 16 фамилий участников Великой Отечественной войны, что жили в свое время в поселке.
— Со временем список пополнится и участниками трудового фронта, — поясняет Инна Ивановна. — В 2019 году трех месяцев не дожил до своего 90-летия Сергей Харченко. Сейчас в Хвойном проживает только одна участница трудового фронта — Евдокия Мусатова, которой в феврале исполняется 94 года. Мы ее не забываем, каждый год чествуем, приглашаем на все праздничные мероприятия.
Администрация поселка готовится к участию в конкурсе на лучшее муниципальное образование, итоги будут подведены в апреле.
— В 2019 году заняли третье место и получили пять тысяч рублей, — делится глава поселения, — на эти деньги приобрели дизельную станцию. Сейчас отключения электроэнергии можно не бояться.