Сложнее всего, по мнению педагогов,
будет идти строительство сельских школ
будет идти строительство сельских школ
Самыми актуальными задачами нацпроекта учителя назвали проведение массовых психолого-педагогических и методических консультаций для родителей (48 %), модернизацию инфраструктуры — зданий, спортплощадок, техники и оборудования (45 %), создание новых школ в селах (42 %). Треть опрошенных отметили важность проведения цифровой трансформации образования, 27 % — обновления образовательных стандартов, 26 % — создания новых организаций дополнительного образования. Сложнее всего, по мнению педагогов, будет идти строительство сельских школ, модернизация инфраструктуры и цифровизация образования.
Также к трудным задачам были отнесены оценка качества образования по международным методикам и введение национальной системы учительского роста — 73 % учителей не поддержат введение должностей «старший учитель» и «ведущий учитель», если за этим не последует изменение системы оплаты труда.
Учителя поделились и тревожными ожиданиями: не приведут ли нововведения к росту отчетности, не вырастет ли количество оценок квалификаций, прохождения тестов и получения дополнительного образования, удастся ли привлечь работодателей к сетевому взаимодействию со школой.
Для родителей комфортная атмосфера в школе более важна,
чем академическая успешность
чем академическая успешность
Для многих родителей общая дружелюбная, доверительная и комфортная атмосфера в современной школе (51,5 %) немногим, но более важна, чем академическая успешность (48,5 %). Треть родителей (36 %) отметили, что за последние пять лет психологический климат российской школы ухудшился, пятая часть считает, что он стал лучше благодаря гласности и появлению более цивилизованных, правовых способов решения конфликтов. При этом обстановку в школе, где учится их ребенок, 17 % родителей оценили как отличную, 67 % — как «скорее хорошую». Больше всего в школе ребенка угнетает большое количество домашнего задания (37 %), загруженность, неинтересные уроки (33 %), нехватка времени на увлечения (31 %).
Из всех мероприятий нацпроекта, по мнению родителей, наиболее положительно повлиять на обстановку в школе сможет участие детей в международных соревнованиях (76 %), возможность выбирать наставников в исследованиях и проектах (72 %) и профориентационные онлайн-уроки (72 %). По мнению семи из десяти родителей, благоприятно повлияет на школьную атмосферу вовлечение детей в волонтерство. При этом некоторые родители беспокоятся, что реализация нацпроекта может привести к увеличению нагрузки на учеников.
По мнению экспертов ОНФ, чтобы усилить положительные эффекты от реализации нацпроекта, необходимо принять ряд мер. Консультации для родителей должны касаться не только теоретических основ педагогики и детской психологии, но и возможных действий в сложных и конфликтных ситуациях. По словам 26 % родителей, сегодня в школе ребенок сталкивается с пренебрежительным обращением, 19 % — с травлей.
— Родители должны знать о своих правах и обязанностях, о правах и обязанностях детей, о том, какие способы решения сложных ситуаций существуют и какие институты могут помочь в случае необходимости, — отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — В этой работе должны быть задействованы не только традиционные институты развития образования и вузы, но и просветительские, общественные организации, НКО. Там сегодня накоплен значительный потенциал и содержательный ресурс. Работа над исполнением схожего поручения президента 2014 года показала, что особое внимание нужно уделять технологиям вовлечения родителей в просветительские мероприятия, в том числе используя продвижение в соцсетях, digital-квесты и другие краткие и емкие онлайн-форматы.
Кроме того, по мнению экспертов, должна быть разработана не только содержательная, но и финансовая модель национальной системы учительского роста. На уровне субъектов Российской Федерации стоит пересмотреть оклады педагогов, учитывая в том числе введение новых должностей старшего и ведущего учителя, сообщили в ОНФ.