В апреле исследовательский холдинг Ромир попросил своих респондентов рассказать, на каких статьях расходов они экономили в течение последнего года. Аналогичные опросы проводятся уже несколько лет подряд, что позволяет отслеживать динамику потребительского поведения наших соотечественников в течение непростого экономического периода.
В рамках всех предыдущих опросов наибольшая доля россиян признавалась в экономии на еде в целом. Так и по результатам прошедшего исследования, почти четверть опрошенных (24 %) заявила об экономии на еде. И доля таких ответов увеличилась с прошлого года с 17 %. Однако в этот раз еда не стала главной статьей экономии, как в предыдущие годы. Больше, чем на еде, в течение прошедшего года россияне экономили на путешествиях — об этом заявили 29 %.
Как и в прошлом году, на третье место по объемам экономии вышли траты на одежду и обувь, хоть и в значительно большем объеме. 23 % опрошенных заявили об экономии подобного рода, тогда как в прошлом году этот показатель равнялся 9 %.
Развлекались наши соотечественники также меньше за последний год. С 6 % в 2018 году число респондентов, которым пришлось экономить на развлечениях, увеличилось до 22 % в 2019 году. Каждый пятый опрошенный ответил, что за последний год меньше тратил на деликатесы. Годом ранее подобный ответ давали только 6 % респондентов. Об экономии на ресторанах заявили 15 % респондентов, а годом ранее таких было еще 4 %. На алкоголе и сигаретах экономили 13 % россиян при 5 % аналогичных ответов годом ранее.
В течение последнего года расходы на гаджеты сократили 11 % опрошенных. По 8 % респондентов отметили экономию на косметике и бытовых услугах, по 7 % — на медицине и занятиях спортом. 5 % россиян экономили на транспорте и 4 % — на мобильной связи.
— Непростая экономическая ситуация в стране приняла затяжной характер. Казалось, что самые тяжелые 2015 и 2016 годы позади, и россияне немного расслабились в 2017-м. Однако очередной виток роста цен, подорожание бензина и услуг ЖКХ на фоне практически не меняющихся доходов заставили наших граждан опять затянуть пояса, — сказал президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин.
Во всероссийском опросе приняли участие 1 500 человек из всех федеральных округов.