Отсечь слухи
Недавно депутаты районного Совета организовали дискуссию с главным врачом больницы Игорем Хомитовым, чтобы «отсечь возможные слухи и получить прямые ответы из первых уст», как предварил разговор председатель Совета Андрей Гибадуллин. На встречу от депутатского корпуса, кроме него, приехали пять человек: Леонид Кожевников, Оксана Макарова, Татьяна Кравченко (г. Зея), Владимир Хан-Ен (с. Овсянка) и Владимир Кунсайтес (с. Сосновый Бор). К сожалению, не было представителей тех поселений, где реорганизация медпомощи вызывает наибольшее количество вопросов: Верхнезейска, Октябрьского, Алгача, Берегового.
Леонид Кожевников начал разговор с упрека в адрес главврача о том, что, прежде чем принимать решения, тому следовало бы лично посетить села (пока Игорь Хомитов побывал только в Алгаче и Верхнезейске). Речь, в частности, шла об Октябрьском, где уже в сентябре здание больницы отрежут от коммуникаций. Медучреждение в селе переезжает в здание магазина. Новые площади, по словам главврача, приведут в соответствие требуемым нормам, а для удобств пациентов у здания установят туалет.
Оперировать — на прилавке?
В Октябрьском в настоящее время нет врачей, а потому больницей нынешнее учреждение назвать сложно. А поскольку их нет, не может быть там и круглосуточного стационара, значит, и вопрос с организацией питания тоже автоматически отпадает, сказал Игорь Хомитов. На новом месте будет организован круглосуточный пост, где смогут оказать доврачебную помощь и проконсультировать. Пациентов, которым необходимо круглосуточное лечение, будут вывозить в Зейскую больницу. Приезд врачей в село организуют вахтовым методом (еженедельно), но проблему стационара они не решат.
Андрей Гибадуллин акцентировал внимание главврача на состоянии дороги до Октябрьского. При тяжелых заболеваниях транспортировка в Зею может оказаться невозможной. «Как хирургу, в свое время мне пришлось сделать около тридцати операций в Октябрьском, в том числе, в связи с ножевыми, огнестрельными ранениями, — рассказал председатель Совета. — Обычно к приезду бригады помещение готовится под операционную. Октябрьское — поселение неспокойное, численность населения там порядка тысячи человек, в том числе 192 ребенка. Где вы предлагаете оперировать, случись что? На прилавке?».
На это замечание Игорь Хомитов ответил вопросом: «А где оперировать, случись подобное, к примеру, в Хвойном, Поляковском или где-то еще, где никогда и не было больницы? Качество лечения не зависит от величины площади. Адекватную хирургическую помощь пациент может получить только в условиях зейского стационара, все остальное — полевые условия». К слову, поездку в Октябрьский новый главный врач планирует в первой половине сентября.
«Слепили» в одно
Все подобные решения, по словам Игоря Хомитова, обусловлены естественным оттоком из Зейского района населения. И процесс этот начался не сегодня. Число жителей сокращается, в результате содержать выстроенные когда-то мощные помещения стало затратным. Такое решение реализуется и в Алгаче. Там амбулаторию и больницу из двух рядом стоящих зданий «слепили» в одно, второе тоже законсервировали. Чтобы эти «консервы» не растащили (или не так быстро растащили), будет установлено видеонаблюдение. В Алгаче больница сегодня обслуживает четыре круглосуточные койки, и оставшихся площадей, по мнению нового руководства, более чем достаточно для размещения всех нужд учреждения.
Амбулаторию и больницу из двух рядом стоящих зданий «слепили» в одно, второе тоже законсервировали
Похожая ситуация возникла и в Верхнезейске. Там лишили права на жизнь одно больничное крыло (порядка трех тысяч квадратных метров), потому что областной казне оно довольно дорого обходилось: только оплата комуслуг «съедала» шесть миллионов рублей ежегодно. По словам Игоря Хомитова, в оставленном крыле в срочном порядке были заменены полусгнившие трубы отопления на новые, по сути, перепланирована вся система коммуникаций.
Затронули депутаты и вопрос оказания стоматологической помощи сельскому населению. До сих пор по тем поселениям, где нет зубного врача, курсировала вахта из Зейской поликлиники. Но если стоматологи пойдут до конца в своей акции протеста (против присоединения стоматологии к больнице) и уволятся, куда обращаться жителям сел? Игорь Хомитов уверил, что присоединение — это решение врио губернатора, повлиять на него руководитель муниципального учреждения никак не может. Но, по его личному мнению, логично и правильно, если медицинские учреждения на одной территории будут под единым руководством.
Процесс необратим?
«Главная проблема по Зейской больнице — нехватка врачей, — подчеркнул Игорь Хомитов. — Надеемся, вернется педиатр в Октябрьский, ведутся переговоры с двумя гинекологами из Уссурийска и Благовещенска, ожидаем приезд хирурга и травматолога, и если им здесь понравится, возможно, останутся. А у хирурга жена — оперирующий лор-врач. Эти задачи приоритетны. Все остальное — эмоции («здания жалко», «где будут лечиться?» и так далее). Будут лечиться, уверяю. План оптимизационных мероприятий есть, он был разработан по рекомендациям «Народного фронта» с учетом жалоб местных жителей. Все действия расписаны на год— полтора, к концу этого срока Зейская больница должна выйти из долгов и стать рентабельной».
Встреча с депутатами продолжалась более часа. Были заданы вопросы лекарственного обеспечения, организации питания в стационаре больницы и другие. Мнения присутствовавших об итогах дискуссии разделились. Одни остались при мнении, что ничего хорошего от системы здравоохранения ждать теперь не приходится, и вскоре сельчанам действительно придется лечиться в полевых условиях, другие, напротив, вышли воодушевленными.
Все действия расписаны на год-полтора, к концу этого срока Зейская больница должна выйти из долгов и стать рентабельной
«Сегодня, послушав вас, я действительно увидела в вас талантливого менеджера, который сдвинет все с мертвой точки, — призналась в конце Оксана Макарова. — Люди будут узнавать то, что вы планируете претворить в жизнь, и ваших сторонников станет больше, а эмоции угаснут».
Когда-то медицинские объекты строились с перспективой развития территории. С одной стороны, села были богато населены, с другой, медицина занималась лечением, а об обеспечении финансового и материального процесса думало правительство. Сейчас поменялось все: села опустели, медицину заставили считать деньги. Причем одно обусловливается другим. При таком раскладе надеяться на то, что «там, наверху» просто пожалеют и сохранят здания, по меньшей мере, наивно. В нынешней рациональной системе это действительно — просто эмоции.