5 июня в студии «Первого Амурского радио» побывал IT-предприниматель и владелец одного из клубов виртуальной реальности Благовещенска Денис Рогов. Ведущий Никита Типайкин и Наталья Колечкина расспросили ультрасовременного бизнесмена про особенности дополненной реальности.
Денис Рогов рассказал, что сейчас VR используют многие корпорации для обучения персонала. Симуляторы работы оказались и одним из самых популярных видов игр. В благовещенском клубе подростки от них в восторге.
— Симулятор работы — дико популярная штука! Я сам до сих пор не понимаю причины популярности, но к нам приходят дети в возрасте с 8 до 15 лет, которые готовят в ресторане, работают на кухне или на автозаправочной станции, — рассказал Денис Рогов.
Основной костяк посетителей — молодежь примерно до 30-35 лет, но есть и совсем возрастные поклонники дополненной реальности.
— У нас самому старшему посетителю было примерно 77-78 лет. Человек был очень впечатлен. Говорил, что в его годы такого не было. Мы его отправили на Международную космическую станцию, полетать в космосе. Он сказал, что это была мечта всей его жизни. Человек, который застал еще Юрия Гагарина, увидел космос, — сказал Денис Рогов.
АСН24 публикует полную текстовую версию беседы.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Здравствуйте, друзья. Сегодня у нас в гостях IT-предприниматель и хозяин одного из клубов виртуальной реальности Благовещенска Денис Рогов. Здравствуйте, Денис!
ДЕНИС РОГОВ: Да, всем привет, доброе утро, слушатели.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Доброе!
НИКИТА ТИПАЙКИН: Сегодня разговор пойдет о виртуальной реальности. В чем особенность такого способа потребления контента? Где VR находит свое применение? В чем отличие вашего клуба от тех же стендов в супермаркетах?
ДЕНИС РОГОВ: Это однозначно другая история, потому что стенды в супермаркете не предлагают такого глубокого погружения. Там неспециализированная среда. Представьте, вы идете, к примеру, по «Кэшке», набираете кучу продуктов, и тут бах — и видите стенды. И вы с пакетами собираетесь мочить орков. У нас все-таки более специализированная среда. Все подготовлено для нормального уединения, которое дает концентрацию на этом опыте, соответствующую атмосферу.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Как у вас вообще возникла такая идея — открыть клуб?
ДЕНИС РОГОВ: С технологиями виртуальной реальности я познакомился еще в 2012–2013 годах. Я следил за развитием данной технологии достаточно давно и смотрел, что она развивается и не стоит на месте. Когда я познакомился с последней версией Oculus Rift — так называется устройство, производителей которого в 2014 году купил Facebook, — я понял, что последняя версия стала достаточно интересной с точки зрения использования, и решил все это постепенно коммерциализировать.
Сначала я не понимал, как. Меня всегда интересовала сфера образования и обучения, но я понимаю, что сейчас проще монетизировать развлечения. Когда я был в Москве в прошлом году, я походил по разным клубам виртуальной реальности, посмотрел, как развивается этот рынок. Тогда я понял, что концепция клуба, по крайней мере, в наше время, самая актуальная.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Оборудование вам было сложно приобрести? Или оно доступно?
ДЕНИС РОГОВ: Все заказывается из-за границы — из США с помощью сервисов вроде Amazon или Еbay. Это возможно при должном уровне желания.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А насколько разнообразны игры, они подойдут любому — девушкам, детям и мужчинам? Вы представляете широкий спектр игр, либо они как-то ограничены? Грубо говоря, 50 дисков — я не знаю, диски это запускаются или нет.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Какие диски, Наталья! (смеется)
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Я еще далека от виртуальной реальности. (защищается)
ДЕНИС РОГОВ: Дисков нет, мы на кассетах работаем.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: По поводу количества игр?
ДЕНИС РОГОВ: У нас контент достаточно разнообразный. Мы его изначально подбирали таким образом, чтобы все от мала до велика нашли себе что-то интересное по вкусу. Есть для совсем маленьких игры — какие-то рисовалки в объеме. Симулятор работы — дико популярная штука! Я сам до сих пор не понимаю причины популярности, но к нам приходят дети в возрасте с 8 до 15 лет, которые готовят в ресторане, работают на кухне или на автозаправочной станции.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Они пробуют, профессия подойдет или нет.
ДЕНИС РОГОВ: Да, да, да, они работают в офисе. Им это очень нравится. Плюс мы перенесли Minecraft в VR. Они там тоже могут залипать часами.
Для тех, кто постарше, у нас есть стрелялки, симуляторы, гонки — всякие такие интересные штуки. Я скажу так, у нас самому старшему посетителю было примерно 77-78 лет. Человек был очень впечатлен. Говорил, что в его годы такого не было. Мы его отправили на «Международную космическую станцию», полетать в космосе. Он сказал, что это была мечта всей его жизни. Человек, который застал еще Юрия Гагарина, увидел космос. Он был прямо впечатлен.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: В основном приходит молодежь, да? Она в этом плане продвинутая?
ДЕНИС РОГОВ: Ну, да, школьники и молодежь до 30 лет. В основном костяк с 15 до 25 лет. Этим людям работать с технологией легко. Детям — так вообще интуитивно. Я хочу продолжить тему — сейчас VR позиционируют как игрушки, как игры. Но появляется больше софта, который позволяет в этой среде работать, разрабатывать, проектировать, создавать какую-то новую индустрию. Это как в свое время с компьютерами. Школьники зарубались в какие-то игры, прогуливали школу. Их все винили, что они много играют, а сейчас эти школьники — высокооплачиваемые программисты, либо киберспортсмены. И зарабатывают очень хорошие деньги. С VR сейчас такая же история происходит, все больше софта из сферы дизайна, архитектуры, какого-то моделирования, конструирования. Они переходят в эту сферу, и те люди, которые осваивают этот инструмент, я думаю, они будут достаточно конкурентоспособны в экономике завтрашнего дня.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Какая-то подготовка нужна специальная? Вот вы упомянули вестибулярный аппарат. А если он у кого-то слабоват?
ДЕНИС РОГОВ: Вообще, человек — существо адаптивное. Я думаю, люди ко всему привыкают.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А вообще продолжительность игры час, да?
ДЕНИС РОГОВ: Вообще мы продаем до полутора часов. Есть ребята-уникумы, которые по два часа там могут существовать, без проблем. Но я думаю, что это все дело привычки, дело эволюции очков. Может, через пару лет появятся еще более удобные гарнитуры, которые позволят и по два, и по два с половиной часа там проводить, может быть и больше.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну а минимальное время? Полчаса? Вот, допустим, я пришла, боюсь, что меня укачает. Сколько времени мне нужно, чтобы попробовать?
ДЕНИС РОГОВ: Обычно мы людям предлагаем минут по пять-десять. Попробовать, протестировать, понять, что это такое. Увидеть свои руки в виртуальной реальности — это…
НИКИТА ТИПАЙКИН: Бесценно.
ДЕНИС РОГОВ: Да, это людей немного шокирует, но в целом очень позитивно. Не было еще негатива, еще ни одного, я даже не могу припомнить, хотя мы, наверное, уже несколько тысяч человек пропустили. Помимо клуба, я работал на разных мероприятиях, во Владивостоке, в Москве очень было много людей, и все были довольны.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Сам клуб существует сколько уже?
ДЕНИС РОГОВ: У нас уже второй месяц пошел.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Молоденький.
ДЕНИС РОГОВ: Раньше мы работали в формате стенда, по торговым центрам, по мероприятиям. Потом я подумал, что формат клуба будет гораздо более интересным и привлекательным.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Я вот слышал, что на западе с помощью виртуальной реальности тренируют военных. А чему еще можно научиться?
ДЕНИС РОГОВ: Слушайте, ну вообще тема обучения чрезвычайно перспективна, я не удивлюсь, если лет через 10 многие школьники будут практиковать это дело. Это внедрится в уроки химии — допустим, смотреть молекулы, формулы в виртуальной реальности, крутить их, взаимодействовать, совмещать. Представляете, какой уровень погружения в область химии.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Эх, мне бы такую химию.
ДЕНИС РОГОВ: Сейчас, допустим, у нас есть софт, который позволяет человеческий организм полностью рассматривать в виртуальной реальности, то есть в 3D. Вплоть до каждой мышцы, анализировать, что там и как работает. Смотреть какие-то болезни сердца, допустим, как они выглядят изнутри. Как работают клапаны, как кислород по организму у нас проходит. Также VR используют многие корпорации, «СИБУР» или тот же «Сбербанк», то есть реальные кейсы. Допустим, «Сбербанк» обучает сотрудников в виртуальной реальности. То есть они симулируют работу с клиентом.
НИКИТА ТИПАЙКИН: То есть как работать с клиентом?
ДЕНИС РОГОВ: Да, они симулируют разные ситуации: к ним приходит иностранец, к ним приходит пожилая женщина, которая не дружит абсолютно с электроникой. И они симулируют эти ситуации, сотрудники в них погружаются. Получают какой-то виртуальный опыт, который в целом потом переносят в реальную практику.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Вот вам и симулятор работы.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Не знала, что «Сбербанк» такой продвинутый. Так, по поводу детей, с какого возраста вообще можно пробовать виртуальную реальность?
ДЕНИС РОГОВ: Ну обычно к нам приходят с 7 лет. Младше мы стараемся не пускать. И плюс до 10 лет мы стараемся включать определенный контент, специализированный. В основном мультики, рисовалки.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А вот по поводу дней рождения? Вы упомянули за эфиром. Как можно отпраздновать у вас день рождения?
ДЕНИС РОГОВ: Ну это достаточно просто. Люди к нам обращаются, заходят к нам на сайт или звонят, приходят и просто бронируют какую-нибудь площадку на определенное время. У нас там есть система онлайн-бронирования. Люди приходят, оставляют эту заявку, мы за ними закрепляем весь клуб, потому что, как правило, именинник не хочет, чтобы приходил там кто-то еще. Они приводят свою компанию, человек 7-8-10-12, берут пиццу, «колу».
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Сколько человек может играть одновременно?
ДЕНИС РОГОВ: Сейчас четверо могут играть одновременно, но, я думаю, мы в ближайшее время, в июле, расширимся до пяти-шести параллельных игроков. В будущем я вижу это еще более масштабным, то есть до 10-12 человек, это уже в формате такого следующего клуба.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Я слышал, что с помощью VR можно справляться с фобиями. Например, со страхом публичных выступлений или с боязнью высоты, шторма.
ДЕНИС РОГОВ: Это вполне реально. Это как с симулятором работы, только тут симулируются ваши фобии. К примеру, вот мы проводили эксперимент. У нас есть софт, который позволяет подняться на крышу небоскреба и пройтись по доске. Есть люди, которые очень боятся высоты.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну ощущения прямо вот реальные?
ДЕНИС РОГОВ: Да, достаточно реальные, плюс сейчас еще появились специальные дополнительные трекеры для очков, которые позволяют привести в VR не только ваши руки, но и ноги. И мы уже, допустим, сможем привести человека с ногами, то есть когда он сможет ступать по этой ноге. Сейчас он ног не видит. Ощущение присутствия есть, но все равно это не то. Представляете, когда это будет с ногами.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А вот ветер, капли — вот этого нет?
ДЕНИС РОГОВ: Смотрите, есть специализированные тренажеры. Симуляторы, типа того. Когда вы, допустим, летите на дельтаплане, и перед вами специальная установка, которая дует на вас и симулирует капли. Есть такие. Но это уже специализированные аттракционы. В формате нашего клуба мы пока такое не предлагаем.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Водой никого не поливаете?
ДЕНИС РОГОВ: Водой никого не поливаем, вентилятором тоже никого не обдуваем.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Я видел такую штуку с авиасимулятором. Там такая капсула, она вращается во все стороны и имитирует полет.
ДЕНИС РОГОВ: Да, в сфере обучения пилотов это очень серьезная вещь. Сейчас эти профессиональные тренажеры стоят десятки миллионов. А для виртуальной реальности практически ничего не нужно, кроме кресла, которое будет под вами двигаться. Да, и есть обучение вождению. Те есть прямо полностью имитация дороги.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Руль, педали. Коробочка.
ДЕНИС РОГОВ: Да, да, да, ставится специализированный руль. И прежде чем выезжать на реальную дорогу, человек ездит виртуально.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Как вы помогаете определиться с игрой? Например, человек приходит, и он вообще не знает, что такое виртуальная реальность. И хочет попробовать, допустим, такой половозрелый, не про ребенка речь. Как вы им помогаете, у вас есть перечень игр, каким образом?
ДЕНИС РОГОВ: Ну это уже на уровне интуиции работаем. Смотрим на человека в первую очередь, какие у него интересы. Понятное дело, что если это 35-летний, крепкий мужчина, ему, скорее всего, будет интереснее пострелять по роботам, чем порисовать котиков в виртуальной реальности. Поэтому, мы смотрим на человека. Микроопрос проводим: что вам интересно, чем вы интересуетесь? Как правило, перечисляем различные варианты, может быть, вот это, может быть, вот то. Идентифицируем какую-нибудь потребность, что человеку интересно. Включаем, смотрим, как он себя там ведет. Если ему комфортно и нравится, то мы его там так и оставляем, если нет, то предлагаем переключить. Мы пробуем что-нибудь следующее, следующее и в итоге находим такое, во что человек залипает.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Были ли случаи, когда люди падали в обморок? Сильно пугались…
ДЕНИС РОГОВ: Были парни, которые у нас орали недавно. Просто очень, очень шумно. Хорошо, что у нас особо нет соседей. Бывало несколько падений, небольших, к счастью. Небольшие падения бывали, потому что люди не ожидали такой нагрузки на вестибулярный аппарат. Просто становились и поскальзывались. Пол у нас абсолютно не скользкий, но как-то вот так получалось у них. Будем с этим бороться. А каких-то там страхов… Было, когда на девушек прыгали пауки, они визжали и говорили снимите их, снимите, но потом через три минуты они продолжали, как-то принимали это, и все получалось.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Кстати, по поводу страхов. Есть множество любителей ужасов. Есть игры очень страшные, где резко вылетают вампиры или зомби?
ДЕНИС РОГОВ: Чтобы вы понимали, это очень страшно. Это не на фильм ужасов сходить в кинотеатр. Это действительно очень страшно. Особенно если это все происходит в тихой комнате, где вас не дергают, и вы сидите наедине с этим всем делом. Я как-то проходил хоррор в одного дома. Я не из пугливых, но это было жестко.
НИКИТА ТИПАЙКИН: А какой хоррор, если не секрет?
ДЕНИС РОГОВ: «Инфинити рум», что-то вроде того. У нас есть несколько, которые я тестировал. Ну есть всякие еще игры, вроде «Дума» или «Халф лайфа».
НИКИТА ТИПАЙКИН: «Дум», скорее всего, веселый, мне кажется.
ДЕНИС РОГОВ: Ну для кого как. Если девочке одеть на голову шлем и погрузить в «Дум», ей будет не очень весело.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Кстати, по поводу девочек. Какие есть вот такие нейтральные — не гоночки, не стрелялочки. Вот, например, я пришла, я не люблю ни стрелять, ни гонять. И зомби тоже не люблю. Что бы вы мне предложили?
ДЕНИС РОГОВ: А рисовать любите?
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну это уже больше из детского разряда. Нет, я имею ввиду, что-то типа шопинга, что-то гламурное,
НИКИТА ТИПАЙКИН: Симулятор работы.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Да, симулятор, работы продавцом. В магазине сумочек.
ДЕНИС РОГОВ: У нас есть разный контент, есть то, что девочкам очень нравится, и не только девочкам, но и мальчикам тоже. Есть программы, вроде «Travel VR», которые позволяют путешествовать по планете. Вы одеваете очки, перед вами крутится наша планета Земл, вы выбираете точку, куда вы хотите переместиться — ну, к примеру, Сан-Диего. И перемещаетесь, вы можете посмотреть Сан-Диего с высоты птичьего полета. А можете прямо спуститься на улицы Сан-Диего. И как в Google Maps можно передвигаться по улицам, вы можете походить по улицам Сан-Диего.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну будут люди там, и они будут рисованные.
ДЕНИС РОГОВ: Они будут не рисованные, это будет фотография. Фотография в 360, кем-то когда-то сделанная.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: То есть это реальные здания, такие, как есть, как оно есть на самом деле?
ДЕНИС РОГОВ: Ну там есть некоторые запоздания. Допустим, эта фотография была сделана четыре месяца назад, то есть это не реал тайм.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: То есть, теоретически, если я была в Таиланде в Паттайе, например, то я могу переместиться в Паттайю и воочию увидеть, что как на самом деле и есть? Вспомнить свои впечатления.
ДЕНИС РОГОВ: Даже скажу больше. Вы, прежде чем в следующий раз поехать куда-то в отпуск, можете съездить туда на виртуальную разведку. Понять, где интересно, где красивые пляжи.
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Это прямо здорово, меня это заинтересовало.
НИКИТА ТИПАЙКИН: А как вы видите развитие технологий в будущем? Вот, например, нейроинтерфейсы слышал, что разрабатывают. Ждет ли нас что-то типа «Матрицы»?
ДЕНИС РОГОВ: «Матрицы»… Вы людей не пугайте. Мы и так в ней. Нейроинтерфейсы, я скажу даже больше. Мы уже заказали несколько таких нейроинтерфейсов, достаточно примитивных, скорее ориентированных на игры, чем на реальное взаимодействие с компьютерами. Но в любом случае, технологии сейчас очень быстро развиваются. И честно скажу, что через пару лет мы будем совершенно в другой Вселенной уже, наверное, жить. А нейроинтерфейс… Сейчас все топовые нейроинтерфейсы, которые существуют на рынке, они выпуска 2008-го, максимум 2010 года. И это получается устаревшая история. И нейроинтерфейсы в ближайшем будущем ждет огромный шаг вперед. К примеру, та же самая корпорация «Фейсбук», плюс есть компания Илона Маска, они сейчас занимаются разработкой интерфейсов, которые позволяют, допустим, писать текст на компьютере силой мысли. Уже есть такие разработки. Это было показано еще в 2017 году — когда человек просто смотрит на смартфон, думает там: привет, сегодня отличная погода, пойдем гулять. Просто думает. И у него идет набор текста. Понятное дело, чтобы внедрить такие технологии в массовое использование, потребуется время. Но то, что это существует, это факт. То, что мы сможем с помощью мысли управлять компьютерной мышью и открывать разные программы, как-то с ними взаимодействовать, это тоже факт. Я считаю, что на стыке нейроинтерфейсов и VR есть огромные перспективы.
НИКИТА ТИПАЙКИН: Можно просто будет делать очень быстро какую-то работу.
ДЕНИС РОГОВ: Да, 100 %. Когда мы будем взаимодействовать с миром силой мысли. К примеру, Илон Маск пообещал, что в течение 10 лет он сделает не просто нейроинтерфейс. А мозг, мозг, когда мы сможем напрямую с другими людьми взаимодействовать. Телепатия.
6 июля 2018, 11:51
«Мы отправили человека 78 лет полетать на космическую станцию»
Информация предназначена для лиц старше 18 лет.
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью
На «Первом Амурском радио» побывал хозяин благовещенского VR-клуба.
6 июля 2018, 11:51
2090
Нравится
0
Смеюсь
0
Восхищаюсь
0
Удивляюсь
0
Не нравится
0
Плачу
0
Злюсь
0
Комментарии пока отсутствуют