По дороге Роберт Валентинович рассказал нам, насколько сложно бывает простым людям преодолеть неприступную стену бюрократизма в нашей стране, добиться получения множества справок, документов и прочих бумаг от чиновников. Поэтому он и взял на себя роль неофицициального омбудсмена для староверов.
— Чтобы получить одну бумагу, иногда требуется несколько тысяч рублей. Семья Иннокентия только за медицинские справки отдала около 60 тысяч рублей. Маленькому ребенку надо было сдать множество анализов, и даже на наркотики. Недавно Иннокентий и Киликия сдавали экзамены по русскому языку в Благовещенске и получили сертификаты. Кстати, оба сдали на пятерки с плюсом! Отмечу, что по каждому, даже незначительному вопросу необходимо им являться в Благовещенск. К примеру, неужели в Свободном некому было принять экзамен по русскому языку? Потом они ждали сертификаты из Москвы, за которые тоже заплатили по пять тысяч.
Возле дома молодой семьи как горох на подрастающей зеленой траве «рассыпались» малыши от шести лет и младше. В вольере веселым лаем встречал гостей подросший за полгода алабай Пушок. Сам Иннокентий занимался строительством бани, а рядом с ним крутился сынок Кирик.
Иннокентий показывал фундамент второй половины постройки, которая вскоре станет кухней. Там уже выкопан погреб для хранения овощей и заготовок на зиму. К электричеству пока подключен только их дом, свет зажегся здесь под Рождество.
Несмотря на развернувшееся во дворе (без ограды) строительство, большое количество детворы, гуляющих тут же кур и коров, вокруг был порядок.
— Иннокентий очень аккуратный хозяин и с ним приятно работать, — отмечает помогающий на стройке староверам единомышленник и друг Роберта Валентиновича Юрий Чернов. — Земли, чтобы выращивать урожай, пока им хватит. Затем ждет сенокос. Тут уж придется проявить сплоченность, ведь трактор на поселок только один.
А со сплоченностью у них проблем-то пока и нет. В два заранее построенных дома приехали первые семьи, а уже третий дом, где живут самые старшие представители общины, они строили все вместе.
В разговоре Юрий Чернов поделился своей идеей: он планирует написать письмо режиссеру Никите Михалкову, чтобы он обратил внимание на наших староверов.
Планирует молодая семья заняться растениеводством и животноводством.
— Баранов будем разводить. Если спрос будет и на их шерсть, то это хорошо. В Уругвае мы делали подушки и одеяла из овечьей шерсти, — рассказал глава семьи. — Единственное, что немного тормозит, то это оформление документов. А так нам с женой все нравится — места красивые, погода отличная, земли вдоволь. Что нужно построить или сделать — есть на это руки и желание. Я уже вижу в будущем этот поселок — несколько десятков домов, цветущие поля, на улицах детский смех. Еще бы школу здесь построить. Детей-то много будет, только с Урала еще семь семей должны в этом году сюда приехать.
Сам Иннокентий окончил в Уругвае восемь классов, знает в совершенстве испанский и русский. В этот день удалось поговорить и с молодой, но уже опытной мамой Киликией. Она со своим малышом находилась в доме.
Нельзя не отметить, что когда входишь в дом к староверам, словно совершаешь межвременное путешествие. Дощатые полы, обмазанная глиной печь, красный угол и какой-то особенный запах — чистоты и дерева. Свою первую амурскую зиму семья пережила в нем без проблем. Дети ни разу не болели. Как рассказывают родители, малыши с самого утра, даже в минус сорок, и до вечера бегали по поселку, приходили домой, только когда проголодаются.
Киликия нам рассказала, что с мужем они познакомились в Уругвае, куда она со своими родителями приехала в возрасте двенадцати лет. А через шесть лет они поженились. Затем у них родился первенец — Силуан, еще через год Кирик, потом дочки Манефа и Инафа. Артемий уже родился в Свободном.
— Родители по нам очень скучают, — признается Киликия. — Мама сказала, что будет копить деньги и приедет в гости. Если честно, то в Россию мы долго не решались ехать. Но мне было всегда интересно побывать здесь. Это ведь историческая родина моей мамы, отец-то немец и вся наша семья носит фамилию Вагнер. Многие отговаривали меня ехать в глушь, но я ведь за мужем — хоть на край земли готова! А приехали и увидели, что и не глушь тут вовсе, и люди у вас хорошие. Сейчас малыш немного окрепнет, и я буду мужу во всем помогать. На Артемии мы решили пока остановиться. Мне нужен отдых, да и этих детишек поднять надо.
Надо отметить, что староверы не отвергают помощь врачей. Рожают исключительно в роддомах, как говорят взрослые представительницы этой общины, раньше женщины были покрепче и могли родить без последствий дома, но теперь все-таки молодые мамы не рискуют своим здоровьем и здоровьем детей.
Свидетельство о рождении Артемий уже получил, а вот с получением гражданства пока некоторая загвоздка. В ожидании получения российского гражданства находится вся семья. Кстати, для Киликии оно станет третьим — у нее уже имеются американское и уругвайское.
На вопрос, о чем мечтает 24-летняя женщина, она ответила, что главное — суметь воспитать детей.
Сейчас староверам необходимо около 300 гектаров земли, чтобы создать полноценное фермерское хозяйство.