Жителей Сковородина взбудоражила новость о том, что из их ретропарка железнодорожной техники хотят забрать главный экспонат. Памятник-паровоз П36 планируют использовать «в целях развития туристического движения и продвижения имиджевых проектов ОАО «РЖД» (по примеру «Поезда Деда Мороза»)».
— Этот паровоз и так называемый ретропарк — это, по сути, музей ретрооборудования элементов пути и приборов железной дороги под открытым небом. Сейчас они не применяются, но с них зарождалась железная дорога. Экспонатов там очень много. Все это пополняется силами разных железнодорожных предприятий, и за всем этим постоянно ухаживают — подкрашивают, облагораживают. Наш паровоз ухоженный, но в нерабочем состоянии, он не был законсервирован. Этот паровоз ходил на нашем участке. И у нас хотят забрать этот экспонат из ретропарка, чтобы катать туристов где-то там в Подмосковье на экскурсии. Мы категорически против, — поделился с корреспондентом АСН24 заместитель начальника Сковородинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки и депутат Законодательного собрания Амурской области Дмитрий Сырцов.
После списания паровоз установили в аллее Сковородинского депо, а в начале 2000-х специально для него на вокзале установили постамент, на котором по сей день и стоит самый масштабный экспонат ретропарка. На паровозе установили табличку с фамилиями работников Сковородинского локомотивного депо, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
— Там мы проводим митинги на 9 Мая, люди приносят туда цветы. Это такое серьезное место для сковородинцев. Я общественное мнение, обратную связь от людей уже поймал как депутат. Даже те, кто далек от темы железной дороги, высказываются резко против. В нашей агломерации Сковородино — север области, такая глушинка, где не так-то много памятных вещей, истории, монументов. А тут руками нашими созданное, поддерживается в такой красоте, порядке. Даже проезжающие мимо пассажиры во время стоянок фотографируются, читают таблички. Там проводятся экскурсии для молодых людей, школьников. В нашей третьей сковородинской школе есть три профильных класса, они постоянно приходят на экскурсии. Вы не представляете, как детям это интересно, когда им рассказываешь про то, что этот паровоз ходил у нас, таскал пассажирские вагоны, некоторые машинисты, водившие этот паровоз, работают до сих пор. Это ведь и патриотическое воспитание молодежи, и профориентирование молодых людей. И сейчас у нас хотят забрать главный экспонат всей этой экспозиции. У нас от этого всего щемит в груди, — рассказал Дмитрий Сергеевич.
По его словам, о распоряжении от первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» об обследовании паровоза и последующей его транспортировке к месту ремонта местные жители узнали около десяти дней назад [документ имеется в распоряжении редакции АСН24]. Сначала люди пытались остановить этот процесс своими силами, пробовали договориться. Но вскоре поняли, что руководство настроено воплотить свои планы в жизнь. Памятник уже посетил специалист, которому поручили сделать оценку состояния паровоза.
— Я задавал ему прямой вопрос: «Почему наш?» По всей стране очень много, несколько десятков, наверное, паровозных кладбищ. В стране есть законсервированные паровозы. Но, видимо, это все в таком неприглядном состоянии, что приглянулся именно наш паровоз — ухоженный, покрашенный, красивый. Я даже просил дать честную оценку, что он не пойдет никуда, что он нетранспортабельный. Но по разговору понял, что у него четкая установка — дать положительную оценку и забрать этот паровоз, — отметил замначальника Сковородинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
Потеряв надежду справиться своими силами, сковородинские железнодорожники решили поделиться своей бедой со всей областью — распространили информацию по социальным сетям и обратились к журналистам. Следующий шаг, к которому готовятся сковородинцы — обращение в администрацию президента страны.
Фото: Дмитрий Сырцов