Защитить интересы пациентов
Проект закона, подготовленный Минздравом, предлагает внести изменения в законы о психиатрической помощи и об основах охраны здоровья граждан. В частности, в документе указано, что если госпитализацию признали незаконной, то сведения об этом должны внести в медицинскую документацию пациента и приложить к ней копию соответствующего судебного акта, или копии решения вышестоящего должностного лица, или комиссии врачей-психиатров.Кроме того, согласно законопроекту, психиатрам запретят использовать документы о такой госпитализации для оценки психического состояния пациента при выдаче заключений и справок. Таким образом в министерстве хотят защитить россиян от неправомерного использования против их интересов медицинских бумаг, утративших силу.
Этот порядок «обнуляет» официальную документацию, связанную с недобровольной госпитализацией пациента, если комиссия врачей в психиатрической больнице или судья признали ее необоснованной, пояснил врач-психиатр, заместитель председателя профсоюза медработников Михаил Андрочников. Все сведения, связанные с этим случаем, будут недоступны для любых структур.
«Такую информацию, например, могут запросить при устройстве человека на работу, когда ему нужно получить заключение психиатра и нарколога, — уточнил специалист. — Если раньше ее предоставить могли, то теперь эти сведения «закроют».
Кого могут «закрыть» против воли
Госпитализация пациентов в психиатрический стационар строго регламентирована законами о психиатрической помощи и об охране здоровья. При обращении за такой помощью пациент подписывает информированное добровольное согласие на ее оказание. Поместить в больницу психиатрического профиля против воли пациента или без согласия его законного представителя могут лишь в трех случаях. Первый — человек представляет опасность для себя или окружающих. Второй — при его беспомощности, недееспособности. И наконец, третий — если без оказания специализированной помощи состояние пациента ухудшится.Большинство людей с психическими расстройствами, которых госпитализируют без согласия, относятся к первому случаю, отметил Андрочников. Это, например, пациенты в состоянии острого психоза или делирия, которые ведут себя неадекватно или агрессивно и могут быть опасны для себя и близких. Чтобы забрать такого человека в психиатрический стационар, разрешения судьи на первоначальном этапе не требуется.
«Многие считают, что человека с психическим заболеванием помещают в стационар против его воли, только если он уже совершил что-то опасное — схватился за нож, угрожает близким или нанес вред себе, — продолжил психиатр. — Однако это не так. Принять решение о госпитализации психиатр скорой помощи может и в ситуациях, когда человек еще нечего не сделал, но вероятность этого высокая».
Есть группа расстройств, которые считаются деликтоопасными, то есть способными в будущем привести к преступлению, объяснил Андрочников. Например, человек высказывает бредовые мысли, что его преследуют какие-то люди или «сущности», и он принимает меры, чтобы себя защитить. Если не оказать ему помощь уже на этом этапе, то все может закончиться трагедией, добавил специалист. Госпитализировать без согласия могут и пациента при тяжелой депрессии, когда высок риск суицида. Или человека, который из-за беспомощного состояния просто не способен принять самостоятельное решение о лечении.
После того как пациента привозят в психиатрическую больницу, в течение трех суток за ним наблюдают врачи, продолжил Андрочников. За 72 часа комиссия психиатров должна решить, нуждается ли человек в стационарном лечении, если сам он от него отказывается. Если комиссия решает, что выписывать пациента опасно, то отправляет судье заявление о недобровольной госпитализации. А судья уже принимает окончательное решение о необходимости этой меры.
Психиатр также отметил, что нужно различать недобровольную госпитализацию от принудительного лечения. Недобровольная госпитализация — это превентивная мера. А принудительное лечение назначают людям с психическим расстройством, которые уже совершили преступление. Решение о нем принимает только суд, заключил Андрочников.
Источник: «Парламентская газета»