Военное положение
ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская областиОрганы исполнительной власти в новых регионах наделяются особыми полномочиями. Их список приведен в Федеральном законе от 30 января 2002 года № 1 «О военном положении».
Усиленная охрана важных объектов
Военные, а также важные государственные и социальные объекты, от которых зависит жизнедеятельность населения, — работа транспорта, коммунального хозяйства, связи и так далее — берутся под особый контроль. Часть из них на усмотрение властей может также переводиться на особый режим работы. Кроме того, усиливается охрана общественного порядка. В случае необходимости объекты хозяйственного, культурного и социального назначения могут эвакуировать, а людей — отселять в безопасные районы. При этом вынужденным переселенцам власти обязаны предоставить временное жилье.
Особый режим въезда на территорию
В зависимости от обстановки местные власти могут приостанавливать или вовсе закрывать въезд посторонних на территорию, где введено военное положение, или же усиливать проверки: выставлять на магистральных дорогах дополнительные посты, осматривать транспорт и проверять у въезжающих документы. В случае необходимости ко всем указанным мероприятиям может привлекаться армия.
Ограничения для граждан
Жителей могут привлекать к общественным работам для нужд обороны: ликвидации последствий обстрелов, восстановлению поврежденных или разрушенных объектов, а также к борьбе с пожарами и эпидемиями.
Гражданам могут запретить выбирать место пребывания или место жительства, ввести комендантский час, а также наделить правоохранительные органы и органы военного управления правом проверять у людей документы, осматривать их вещи, жилье и транспорт, а при необходимости — задерживать нарушителей или просто подозрительных личностей, но не более чем на 30 суток.
Кроме того, на территории, где объявлено военное положение, могут запретить продавать алкоголь и оружие с боеприпасами (а последнее — еще и начать изымать в принудительном порядке), ввести особый режим продажи лекарств и препаратов, содержащих наркотические или иные сильнодействующие вещества. Возможно также введение так называемой военной цензуры: контроль над почтой, интернетом и телефонными переговорами, запрет на использование индивидуальных радиостанций. Закон даже предусматривает создание специально для этой цели отдельных уполномоченных органов.
Наконец, из-за военного положения местные власти вправе ввести запрет на митинги, собрания, шествия, забастовки и иные массовые мероприятия, а также запретить работу политических партий, религиозных и других организаций, деятельность которых может быть расценена как подрывная для нужд обороны.
Изъятие имущества
Для нужд обороны у граждан и организаций могут изымать имущество — транспорт, земельные участки. Владельцу имущества должна выплачиваться денежная компенсация.
Изоляция иностранцев и запрет референдумов
Наконец, военное положение может предусматривать интернирование (принудительное задержание, переселение или ограничение свободы) граждан иностранного государства, воюющего с Россией, и запрет на деятельность иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они подрывают оборону и безопасность России.
Средний уровень реагирования
Крым, Севастополь, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Ростовская областиУказ президента вводит в ряде субъектов режим «среднего уровня реагирования». Он касается Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и города Севастополь. Согласно тексту документа, этот режим похож на военное положение, но наделяет местные власти меньшими полномочиями. К ним, в частности, относятся:
- Усиление охраны общественного порядка и важных военных, государственных и специальных объектов.
- Введение особого режима работы объектов, от которых зависит работа транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и объектов, которые представляют повышенную опасность для людей и окружающей среды (например, атомных станций).
- Временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарного или временного жилья.
- Введение особого режима въезда и выезда на территории, а также ограничения свободы передвижения по ней с обязательным досмотром транспорта.
- Введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, использование их работы для нужд обороны.
Уровень повышенной готовности
Центральный и Южный федеральные округа, включая МосквуЕще одно новшество, прописанное в указе от 19 октября, — уровень повышенной готовности. Он также подразумевает ряд ограничений, но меньше и не таких жестких. В соответствии с документом местные власти имеют право вводить:
- Усиление охраны общественного порядка и важных военных, государственных и специальных объектов.
- Особый режим работы объектов, от которых зависит работа транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и объектов, которые представляют повышенную опасность для людей и окружающей среды.
- Ограничение движения и досмотр транспорта.
- Особый контроль за работой объектов, обеспечивающих работу транспорта, коммуникаций и связи, за типографиями и вычислительными центрами, а также при необходимости — использование их работы для нужд обороны.
Уровень базовой готовности
Все остальные регионыНа территории всей остальной России, за исключением городов и регионов, указанных выше, вводится уровень базовой готовности. В соответствии с указом президента он подразумевает:
- Усиление охраны общественного порядка и важных военных, государственных и специальных объектов.
- Особый режим работы объектов, от которых зависит работа транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и объектов, которые представляют повышенную опасность для людей и окружающей среды.