Счета за отопление с астрономическими цифрами получили жители поселка Новобурейского в феврале этого года. Ресурсоснабжающая организация сделала перерасчет по одному многоквартирному дому, добавив к итоговым суммам в квитанциях его жильцов в среднем по 5-10 тысяч рублей. Амурчане практически сразу заметили ошибки в расчетах и обратились в Государственную жилищную инспекцию, но дождались помощи лишь после вмешательства журналистов и прокуратуры. Откуда взялись новые цифры, и придется ли платить амурчанам по огромным счетам, разбиралась «Амурская служба новостей».
Посчитали — прослезились
Заложниками непростой ситуации оказались жильцы многоквартирного дома № 17 на улице Горького в поселке Новобурейском. Вместо привычных цифр в квитанциях за отопление они увидели суммы сравнимые с прожиточным минимумом в регионе. Так владельцу однокомнатной квартиры начислили 7 600 рублей, двухкомнатной — 9 600 рублей, трехкомнатной — 12 874 рубля, а четырехкомнатной и вовсе — 14 624 рубля.
— Почему тариф умножают на норматив? Показания счетчика должны сниматься каждый месяц в отопительный сезон. Почему при снятии показаний не приглашали ни разу старшего дома? Показания счетчика снимаются комиссионно в присутствии нескольких человек, что позволяет избежать факта ошибки, и составляется акт, либо какой-то другой документ, где данные фиксируют и заверяют. В октябре 2021 года не было акта показания счетчика у «Интерлас», а в ноябре показания были замазаны и исправлены, и не было написано «исправленному верить», число, подпись и печать — как полагается в бухгалтерии. И если где-то ошибка у них произошла, надо не в один месяц эту сумму выставлять, а разделить на шесть месяцев, так как платить столько — нет денег, особенно у пенсионеров, а их в нашем доме половина. Если мы не заплатим за январь эти заоблачные суммы, то в феврале нам не будут начислять субсидии, их просто приостановят до полного погашения. Для чего мы так упорно добивались того, чтобы у нас счетчик приняли, ведь платим не по нему, а по каким-то непонятным нормативам, — возмущаются читатели АСН24 из Новобурейского.
По словам жильцов дома, тариф в 2022 году вырос с 31,109 до 53,71 рубля за каждый квадратный метр квартиры. При этом, в таком же соседнем доме тариф составляет лишь 38 рублей за квадратный метр.
— Нам что, отдельно топят? Стоимость тарифов регулируется управлением цен и тарифов Амурской области, и отклонения от утвержденного тарифа должны наказываться. Это их ошибка, пусть они исправляют у себя как хотят, но не за счет жильцов. Инфляция 8,6 %, они же повысили на 72,5 %, — поделились амурчане собственными расчетами.
Также они прислали в редакцию данные по перерасчету, к содержанию которого у новобурейцев есть немало претензий. И первое, на что они обратили внимание, это даты. В выписке указан срок, за который был сделан перерасчет, с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года. В то время, как перечисленные в документе среднемесячные показания указаны в период с июля 2020 года по июнь 2021 года. И это далеко не единственное несоответствие. Так, например, в документе указано, что в октябре жильцы дома якобы потребили в три раза больше тепла, чем в ноябре и декабре. А показания за другие месяцы отсутствуют.
— Где логика? Где здравый смысл? Чем теплее температура, тем выше показания счетчика, да? Если в компании не в состоянии даже элементарно снять показания и грамотно их задокументировать, что можно говорить о начислениях? Нас футболили от компании к компании. УК »ЖКХ» говорит, что у них ничего не исправлено и все акты есть, виноваты ООО «Интерлас», а «Интерлас» говорит, что это УК «ЖКХ» виноваты, что акт не давали и исправляли. Как добиться правды, кому верить? — говорят жильцы.
Жильцы дома направили коллективную жалобу в Государственную жилищную инспекцию Амурской области и прокуратуру Бурейского района. Однако добиться решения вопроса от одного из контролирующих органов оказалось не так уж просто.
Бюрократические проволочки
3 марта «Амурская служба новостей» также направила журналистский запрос в Госжилинспекцию с просьбой прокомментировать ситуацию, в которой оказались жильцы дома с чрезмерно дорогим теплом. Ответить на наши вопросы в установленные законом семь дней в инспекции не смогли, как и в течение 30 дней, отведенных на рассмотрение обращения от жильцов.
Благодаря вмешательству прокуратуры Амурской области, которая подтвердила нарушение Госжилинспекцией Закона о СМИ, и возбудила дело об административном нарушении за отказ в представлении информации, мы все же получили интересующую нас информацию, но только к вечеру 22 апреля.
По данным ГЖИ, счетчик тепловой энергии в доме наших читателей был введен в эксплуатацию 1 октября 2021 года. Его показания фиксируют в актах отпущенной тепловой энергии, которые подписывают ООО «УК ЖКХ» и ООО «ДРСК», а после предоставляют в ресурсоснабжающую организацию ООО «Интерлес».
Однако Правила предоставления коммунальных услуг (№ 354) не требуют обязательного присутствия председателя совета дома при снятии показаний общедомового прибора учета. Он может контролировать этот процесс, но для этого ему нужно договориться об этом с управляющей компанией.
«В январе 2022 года собственником многоквартирного дома № 17 была произведена корректировка размера платы за отопление за период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 по фактическим показаниям ОДПУ тепловой энергии в сторону увеличения. По итогам корректировки был определен новый среднемесячный объем потребления для применения в расчетах за отопление с 1 января 2022 года.
Ввиду того, что корректировка произведена за полугодие, а не за год, в таблице отсутствуют показания с 1 января 2022 года. Однако, в соответствии с формулой 3 (4) приложения № 2 к Правилам № 254, корректировка производится за год.
На основании изложенного, инспекция в устном порядке потребовала от ООО «Интерлас» отменить корректировку за отопление жильцам многоквартирного дома № 17», — сообщает Государственная жилищная инспекция.
Также в ведомстве отчитались, что просьбы жильцов все-таки были услышаны, и ресурсоснабжающая организация сделала перерасчет, а также пересчитала среднемесячный объем потребления тепла в январе и феврале в сторону уменьшения. Однако с апреля жильцам спорного дома придется платить за отопление уже по нормативу, так как 25 января их общедомовой счетчик был демонтирован. Обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета лежит на управляющей компании, однако она затянула с этими действиями и 18 марта получила предостережение от жилинспекции с требованием заменить и ввести узел учета в эксплуатацию.
Корреспондент АСН24 снова связался с жильцами, которые борются за адекватные цифры в квитанциях, чтобы узнать, выполнены ли на деле слова ресурсника о перерасчетах.
— Квитанции уже пришли с перерасчетом. Кто заплатил те суммы, тем сделали в минус. Но многие, в том числе и я, оплатили только квартплату за месяц, например, пришло три тысячи, то и оплатили, а что насчитали там еще по 12 тысяч — не платили. Ну и тариф, конечно, снизили, тоже пересчитали, мне за этот месяц не пришлось платить.
Сейчас они и разговаривать вежливо стали, сразу изменилось поведение, а то даже разговаривать не хотели. На местном уровне тут бы ничего не решилось, только когда областная прокуратура и вы вмешались, в жилинспекцию бумаги посылали, только тогда они пошли на уступки, — поделился с нами последними новостями один из жильцов Владимир Григорьевич.