14 мая, 17:23

Лаборатория малых космических аппаратов, первый ЦУП и запуск спутника: в АмГУ рассказали об инновационной деятельности

лаборатория малых космических аппаратов, первый цуп и запуск спутника: в амгу рассказали об инновационной деятельности

В Амурском государственном университете прошло мероприятие для начинающих ученых — Школа наставников.

Председатель СНО «Аэрокосмические технологии» Александра Рычкова рассказала студентам о научной и инновационной деятельности института компьютерных и инженерных наук АмГУ.

В АмГУ на протяжении десятилетия ведется работа по созданию и развитию современного научно-исследовательского комплекса по космической тематике.

В 2012 году создан научно-образовательный центр (НОЦ) с входящими в него лабораториями, ориентированными на исследование нанотехнологий для получения радиационностойких материалов космической техники, технологий упрочнения и повышения высокотемпературных и износостойких свойств титановых и твердых сплавов, используемых в авиакосмической промышленности. Научные исследования проводятся совместно с Томским государственным университетом и Харбинским политехническим университетом.

С 2015 года в АмГУ открыто студенческое конструкторское бюро «Радиоэлектроника», в рамках деятельности которого лежит развитие направления по созданию малых спутников CanSat. В работе принимают участие студенты инженерных факультетов АмГУ и школьники профильных инженерных классов Благовещенска. Члены конструкторского бюро «Ракетостроение» в марте этого года посетили университет Южной Кореи, где договаривались о совместном сотрудничестве по созданию БПЛА.

10 апреля 2015 года АмГУ открыл первый в Дальневосточном регионе Центр Управления Полетами. Сегодня ЦУП позволяет осуществлять оперативно-техническое руководство работами по приему телеметрической информации, управлять университетскими малыми космическими аппаратами, проводить радиосвязь с космонавтами космических станций.

В июле 2019 года был запущен спутник AMGU-1 (AMURSAT) с космодрома Восточный. Спутник до сих пор функционирует на солнечно-синхронной орбите высотой 530 километров. На данный момент, он сделал более 26 500 витков. Спутник AMGU-1 (AMURSAT) был создан представителями АмГУ в партнерстве с Научно-исследовательским институтом ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государственного университета. Студенты и преподаватели АмГУ, входящие в группу разработчиков, участвовали в сборке и испытаниях спутника в Москве под руководством специалистов МГУ, а также в предпусковых испытаниях, проверке и интеграции аппарата на космодроме Восточный.

В 2014 году в адрес АмГУ поступило предложение от МГТУ им. Н. Э. Баумана и Харбинского политехнического университета — сопредседателей Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК), о проведении научно-исследовательского лагеря Ассоциации на базе АмГУ. В 2014 году вуз признан постоянным официальным представителем АТУРК и активно продолжает свое участие в проводимых ассоциацией мероприятиях.

В рамках проекта АмГУ работает над созданием малого космического аппарата «Дружба АТУРК». Запуск спутника запланирован в этом году.

В 2022 году была создана студенческая лаборатория малых космических аппаратов. Целью является получение конструкторского опыта в сфере ракетного моделирования и разработки электронно-бортовых систем моделей ракет. В 2023 году была открыта российско-китайская лаборатория функциональных материалов. Доклад Александры Рычковой вызвал бурную дискуссию. Участники Школы наставника порассуждали о роли инноваций в экономике Амурской области, перспективах инновационной деятельности в АмГУ.

14 мая, 17:23