От хлебозавода в селе Ромны остались лишь фундамент и воспоминания тех, кто работал здесь тридцать лет назад. В 70-х годах предприятие переживало свой расцвет: вслед за хлебным открылись новые цеха — кондитерский, колбасный.
— Потом открыли напиточный цех — какой у нас был напиток! Только вспомнить: тархун, вишневый, грушевый, лимонад. Очень большое производство было. Спустя какое-то время построили колбасный цех, — вспомнила Валентина Безух, возглавлявшая предприятие в 70-е годы.
Колбаса, которую делали в цехе, по словам бывших владельцев, помогла наладить бартер с Сахалином: мясной продукт обменивали на промышленные товары для работников завода.
Из старых документов, которые удалось найти в бывшем кабинете директора, стало известно, что проблемы у завода начались незадолго до его полного разрушения в 90-е годы. Сейчас бывший колбасный цех превратился в гараж. Другие уцелевшие части здания арендуют или выкупают местные индивидуальные предприниматели. Судьба оборудования, которое раньше производило хлеб и колбасу, осталась неизвестна.
В те же годы свою работу в Ромнах прекратил и еще один крупный завод. Не у дел оказалось молочное предприятие. Для работников закрытие завода оказалось полной неожиданностью.
— В летний период мы перерабатывали до 40 тонн молока в сутки. При этом мы отправляли по 3,5 тонны сливок и до тонны сметаны в Белогорск, — рассказала Надежда Ламонова, работавшая на предприятии бухгалтером.
В период расцвета завод выпускал тоннами творог, сыр, кефир, казеин и мягкое мороженое. Теперь некоторые части молокозавода также арендуют предприниматели.
Сейчас в этих заводах нет необходимости, отмечает глава Ромненского района Василий Вельдяйкин. На территории района есть четыре пекарни, обеспечивающие всех хлебом, остальные продукты поставляют из других мест Приамурья.
— Несмотря на то, что колхозы и совхозы развалились, эти предприятия могли бы сегодня функционировать, если бы кто-то взял их в личную собственность и развивал, — предположил Вельдяйкин.
Однако, предпринимателям такие предложения не кажутся выгодными.
— Во-первых, город стал давить, а во-вторых, дороги такие, что хлеб вылетает из лотков, пока довезешь, — объяснил непривлекательность подобного бизнеса индивидуальный предприниматель Александр Литвинов.