К ценникам есть много требований. Во-первых, все ценники в магазине должны быть одинаковыми. Во-вторых, нельзя выделять ценниками товары по акции. Чтобы покупатели не пропустили скидку, спецпредложение печатают на желтой или красной бумаге или обрамляют яркой рамкой. Это тоже нарушение. В-третьих, две цены на ценнике — тоже ошибка. Если в магазине акция или распродажа, писать рядом с новой ценой старую, хоть и зачеркнутой, нельзя. Надо оставить только цену с учетом скидки.
Наверняка каждый читатель может навскидку назвать с десяток мест, где видел подобные нарушения. ООО «Региональный центр аналитических экспертиз «Бизнес-советникъ» попробовал разобраться в ситуации и выяснил, какие требования к оформлению ценников в магазинах прописаны в нормативных актах.
По Закону РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах. Согласно п. 18 Правил продажи отдельных видов товаров, цены должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда допускается предоставление льгот. А п. 19 обязывает продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников с указанием наименования, сорта, цены за вес или единицу товара, даты оформления ценника и подписью или печатью.
Ценники с двойной ценой, до и после скидки, — «пограничное» решение с неоднозначной судебной практикой за спиной. По одному делу продавец отбился в суде от обвинений, по другому — нет, сообщили в центре аналитических экспертиз. Главное правило здесь — ценник должен быть четкими и недвусмысленным.
— Наличие двойной цены, указанной в ценнике, но с четкими пояснениями, само по себе не является нарушением. Вместе с тем, в случаях, когда цены на ценнике указаны разными по размеру и типу шрифтами, но отсутствует необходимое пояснение, ценник может ввести покупателя в заблуждение, и продавец рискует быть привлеченным к административной ответственности, — прокомментировал представитель организации «Бизнес-советникъ».
Если покупатель сомневается, есть основания для проверки Роспотребнадзора. Если проверка найдет нарушение. Продавцу придется либо платить штраф, либо отстаивать свою позицию в суде.
За неправильные ценники статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф: на должностных лиц — от 1 000 до 3 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 30 000 рублей.