В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на бензин автомобильный и дизельное топливо не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцом самостоятельно, напоминают в пресс-службе. Тем не менее, вопрос по обеспечению потребностей региона нефтепродуктами стоит на особом контроле у губернатора Амурской области. Правительством области в адрес руководителей нефтяных компаний направлены запросы на предмет определения их позиции, в том числе с описанием алгоритма работы по удовлетворению потребностей заявителей и указанием причин невозможности их удовлетворения со сроком исполнения.
Мнение эксперта
Председатель Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Борис Белобородов прокомментировал для АСН24 ситуацию, сложившуюся на внутрироссийском топливном рынке:
— Еще летом текущего года в стране появились признаки подорожания бензина на АЗС. Также стало одновременно пропадать из продажи и дорожать дизтопливо, и это в первую очередь ощутили на себе аграрии. Осенью владельцы автозаправочных станций, которые не входят в вертикально интегрированные нефтяные компании, неожиданно ощутили недостаток топлива, которое им перестали продавать свободно, как было раньше. Это так называемые независимые АЗС, фактически малый бизнес в сфере торговли ГСМ.
Для них есть три пути покупки ГСМ. Первый — у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Они часть топлива продавали на оптовом рынке, и так было всегда. Второй источник — это биржа, к примеру, Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. Но на бирже ГСМ стоят в среднем на 20 % дороже, чем у ВИНК. И это само по себе очень странно, ведь если у нас в стране рыночная экономика, то на бирже товары должны продаваться по самой выгодной цене. Третий способ — это оптовые покупатели, которые покупают на бирже значительные объемы топлива и перепродают, и которых представители ВИНК пренебрежительно называют перекупщиками.
Почему вдруг стал дорожать бензин на АЗС, причем в первую очередь на независимых? ВИНК перестали продавать на сторону топливо по прежним ценам. Кроме того, крупные поставщики, которые покупают топливо на бирже, также стали поднимать цены, ведь объем продаваемого топлива уменьшился. Причина — невыгодность для крупных нефтяных компаний продавать топливо на внутреннем рынке, так как на внешнем рынке цена на нефтепродукты растет, и ВИНК гораздо выгоднее экспортировать, чем продавать внутри страны. Это странная ситуация, которая выгодна нефтяным компаниям, выгодна государству, потому что оно хорошую экспортную пошлину берет за продажу на экспорт, но совершенно невыгодна ни малому бизнесу, ни потребителям. В стране создается дефицит ГСМ, цены растут, и частники, и, конечно, население на себе это чувствуют.
Странная ситуация, которая выгодна нефтяным компаниям, выгодна государству, но совершенно невыгодна ни малому бизнесу, ни потребителям
Еще одна несправедливость заключается в том, что государство в лице Федеральной антимонопольной службы под лозунгом защиты конечного потребителя грозит независимым АЗС: «Будете повышать цены, мы вас будем штрафовать!». Правительство РФ недавно заключило с крупными компаниями соглашение о том, что они будут держать на своих заправках цены на определенном уровне. Они и держат, но при этом не продают на сторону! И малый топливный бизнес почувствовал дефицит в поставках, ему негде брать топливо, резко сократились объемы, а значит, и доходы. Некоторые предприниматели уже заявили, что рентабельность их АЗС стремится к нулю!
Какое здесь может быть решение? Обеспечить реальные рыночные условия для функционирования топливного рынка внутри страны. Необходимо организовать как можно более широкие торги, поставлять больше нефтепродуктов на внутренний рынок, возможно, ввести некоторые ограничения на экспорт. Ведь это парадокс: Россия — одна из самых крупных нефтедобывающих стран, и при этом в стране дефицит топлива! Здесь видится некоторая искусственность. Государство пытается регулированием внутреннего рынка такими нерыночными способами решить проблему недостатка топлива. А нужно, наоборот, добавить больше рыночности в этот процесс. Продавать топливо без ограничений всем, кто хочет купить. Это даст возможность большему количеству игроков участвовать в процессе купли-продажи, и тогда рынок, вероятнее всего, сам отрегулирует цену, и она будет более-менее стабильной.